Участники протеста фермеров в Курземе: «Чаша терпения переполнилась» (ВИДЕО)

Сегодня утром по многим дорогам Латвии передвигались колонны сельскохозяйственной техники — по всей стране проходит акция протеста фермеров. В полдень крестьяне собрались в 16-ти городах, аграрии со всего большого Южнокурземского края — в Лиепае. Об этом с места событий рассказала информационная программа «Новый день».

О начале акций протеста фермеров в регионах на прошлой неделе объявило объединение «Крестьянский Сейм». Фермеры собрались в Лиепае, Салдусе, Талси, Тукумсе, Кулдиге, Елгаве, Добеле, Бауске, Екабпилсе, Айзкраукле, Даугавпилсе, Резекне, Валмиере, Гулбене, Лимбажи и Огре.

Крестьяне со всего большого Южнокурземского края съезжались в Дурбе, затем двинулись колонной в сторону Лиепаи, по пути, в Гробиня, к ним присоединилась еще одна группа фермеров — Южнокурземский край большой, поэтому было два места сбора, кому куда удобно, тот туда и подъезжал. Колонна из десятков тракторов, тяжелой техники и легковых автомашин пересекла границу Лиепаи незадолго до полудня и прибыла сюда, на улицу Земниеку. Как отметил один из координаторов акции в Южнокурземском крае, фермер Айгар Путра из крупного крестьянского хозяйства Pīlādži в Дурбской волости — «Крестьянам — Крестьянскую улицу». 

Другой координатор, Мартиньш Флаксис, ждал всех на большом пустыре. И сразу огорошил — мол, «Будет около двух сотен тракторов, точней пока не скажу, просто некоторые крестьяне со стороны Ницы поедут сюда через весь город».

Вскоре после полудня показались первые тракторы, Айгар Путра встречал их на въезде и указывал, кому и куда становиться. Первый ряд, второй, третий… Тракторы всё шли и шли… Можете сами посчитать, сколько их в итоге было — организаторы позже прислали нашему порталу снимок сверху.

Протесты крестьян в Южной Курземе
Протесты крестьян в Южной Курземе

На многих тракторах были плакаты. Плакат с министром земледелия Армандом Краузе в образе смерти с косой и надписью «Краузе! Прекрати губить крестьян!» уже облетел все порталы. Но и других плакатов было немало. «Позвольте нам работать», «Сельским школам — быть!», «Нет крестьян. Нет еды. Нет будущего». «Я за сельское хозяйство». «Пищевая пирамида начинается не в супермаркете». «Я за латвийское село». «Против бюрократии в сельском хозяйстве» и т.д.

Айгар Путра рассказал, почему крестьяне решили провести эту акцию.

«Крестьяне эту акцию проводят потому, что чаша терпения переполнилась. Непосвященные думают, что мы устраиваем протестные акции, чтобы получить дополнительные блага, деньги или какие-то дополнительные компенсации. Но на самом деле — практически все требования, которые мы выдвинули, можно выполнить без каких-то дополнительных компенсаций, финансирования…

Потому что вся ситуация, бюрократия и неупорядоченность в сельскохозяйственной отрасли стремительно растет — потому что министерство земледелия очень далеко от крестьян! В принципе, министерство нам не помощник, нам приходится выступать в роли просителей. Сельскохозяйственные организации давно борются за упорядочение предпринимательства, но очень долго слышат лишь обещания. К примеру, в ноябре была у нас встреча в Слампе — мы просили, нам обещали — ничего не произошло! Ну и  полгода оценивали, говорили — а результата как не было, так и нет! Не оставалось ничего другого, как выйти на улицы», — рассказал Айгар Путра.

Протесты фермеров сейчас идут по всей Европе, в том числе у наших ближайших литовских соседей. Но раз уж спокойные латвийцы решили проводить такие акции — значит, действительно терпение лопнуло. Напомню, какие требования выдвигают латвийские крестьяне — немедленный запрет на импорт российских и белорусских продуктов питания без переходного периода; восстановление сниженной 5% ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на латвийские фрукты и овощи; уменьшение бюрократических проволочек в сельскохозяйственном секторе; расширение доступа к программам развития и оборотного капитала; отказ от отягощений земель со стороны государства и других ограничений на землепользование. В пятницу крестьяне со всей Латвии встречались в Озолниеки с министром земледелия Армандом Краузе, Айгар Путра тоже там был.

«В принципе, мы говорили о тех же самых пяти требованиях, которые мы выдвинули. Министр земледелия с чем-то был согласен, с чем-то нет, но больше — против наших требований. И в основном мы получили обещания — «Будет, будет…

Мы сделаем то, внесем сё, это в стадии разработки, это подано в Сейм». Ну, сплошные обещания, ничего конкретного. В принципе, латыши — не французы, не немцы, которые протестуют очень много, против всего и в то же время ни о чем. В новейшей латвийской истории нынешний протест — будет одним из самых больших со стороны крестьян. Это не первый и не последний. Сегодня у нас большой протест по всей Латвии, а 12 февраля мы отправимся в Ригу», — рассказал Айгар Путра.

«Нас не слышат и за людей не держат»

К моменту, когда все собрались, полевая кухня уже предлагала горячую еду. Речей особых никто не произносил.

«Наконец-то мы стали что-то делать и делать своевременно. Думаю, что эта борьба так быстро не закончится, будем надеяться, что наши чиновники станут работать активней», — сказал Эдгар Карклиньш, третий организатор акции в большом Южнокурземском крае.

«Спасибо, что мы вместе. И теперь я ясно знаю, что мы можем. Ведь Франция — может, Германия — может, Литва — может, и мы тоже можем. Пусть у нас вместе всё получится», — сказал мэр Южнокурземского края Айвар Приедолс, проводя понятные всем собравшимся параллели с протестами крестьян в других странах Европы.

Собравшиеся грелись горячей едой и питьем, общались…

«Позитивные чувства сегодня, сами видите, сколько нас! Это радует. Удастся наша акция или нет — посмотрим. Самая большая проблема в том, что нас не слышат. Совсем не слышат!

Нас за людей не держат. Это самая главная проблема. Сами знаете, сколько людей работает, а сколько — в кабинетах сидит. А те, кто там сидят, лучше нас знают, как нам работать! Я зерновые выращиваю, и коровы у меня есть, 120 голов в стаде. Непросто, да. Свободно дышать не получится. Вообще, легко крестьянам никогда не было», — рассказал Андис Кисиелис из Kisieļa zemnieku saimniecība в Дурбе.

И вместе с коллегами стал вспоминать — а когда ж закупочные цены на молоко были такими, что можно было нормально работать? Сошлись на том, что перед последним падением был недолгий период с хорошими ценами. А так — всё время бороться за выживание надо.

«Думаю, будет толк от сегодняшней акции. Не сразу, но будет. Мне нравится, что мы едины, нас много. И в Ригу вместе поедем.

Я вообще «с другой лужайки», но крестьян поддерживаю, потому и здесь. Если их не будет, то и мне плохо придется. У меня SIA, которое занимается разными работами для нужд фермеров, к примеру, угодья в порядок приводим, копаем», — говорит Раймонд Паберзис.

«Роет другому яму», — добавляет один из собравшихся и все хохочут. Вообще, настроение вокруг царит приподнятое.

Крестьяне разные, проблемы — одинаковые

Надо сказать, что в рядах латвийских крестьян нет полного единства — они ведь очень разные. И дело не в том, что кто-то занимается выращиванием зерновых, а кто-то — молочным животноводством.

«Есть конвенциальные крестьяне, биологические. Большие, средние и малые крестьянские хозяйства. Маленькие в претензии к большим — мол, те скупили землю и отняли у них возможность развиваться. Но земли столько, сколько есть. И за каждый участок борются все — и крупные, и средние, и малые. Но малые крестьянские хозяйства обычно самые громкие, ведь их больше. А вот укрупнится им сложней — когда где-то есть участок земли, то купить его легче крупному фермеру. Хотя — есть молодое поколение, те, кто едет на село из города или возвращается из-за границы. Лично знаю пятерых таких парней, которые из отцовского хозяйства в 40-50 гектаров сделали более крупные, в 100-150-300 га. Они участвуют вместе с крупными хозяйствами в аукционах, бьются там с ними, с зарубежным владельцам земли обращаются, чтобы выкупить наши угодья.

Почему-то многие думают, что эти акции протеста проводят крупные крестьяне, но наши требования всех касаются. И в разных крестьянских организациях малых хозяйств хватает, они тоже во всех акциях участвуют.

Есть мнение, что кооперативы, в которые объединятся малые хозяйства, могут улучшить ситуацию. Да, есть немало крупных кооперативов. Но — наш латышский менталитет немного мешает объединяться. Ту же общую технику в какой очередности распределять? Вот вам и склоки. К тому же некоторые из кооперативов грешат тем, что начинают зарабатывать не для своих членов, а для себя, как единого предприятия.

Фермеры из организации биологических крестьян высказались против наших протестных акций.

Но наши требования и их касаются. Те же буферные пояса, сниженный НДС на фрукты-овощи. К примеру, биологические хозяйства поставляют школам яблоки. Ну и как школам выгодней брать — с выросшим НДС или с 5%? Будет налог ниже, школы смогут купить больше», — рассказал Айгарс Путра.

Министр земледелия Арманд Краузе сегодня утром в интервью Латвийскому радио заявил, что многие требования крестьян уже удовлетворены, но далеко не всё можно решить за одну неделю.

«В Ригу 12 февраля мы всё равно отправимся. Потому что уже выдвинутые требования — это вершина айсберга.

В принципе, самое главное и большое требование — и это очень большая и тяжелая работа — это равные прямые дотации крестьянам, как в Латвии, так и во всем Евросоюзе. Но это работа на годы. Протестовать надо! Это крупнейший крестьянский протест за последние годы и министр земледелия уже понял, что надо сдвигать всё и процессы уже пошли. Все уже поняли, что мы не будем сидеть, сложа руки. Думаю, какие-то результаты будут уже до конца этой недели», — говорит Айгарс Путра.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное