По данным Госконтроля, в 2013 году за счёт государства образование получили 428 педагогов, но из них только 165 пошли работать в школы и детсады. А это значит, как минимум три миллиона евро из госбюджета были потрачены впустую. В свою очередь, министр образования и науки Инна Друвиете указывает на то, что в некоторых вузах, готовящих педагогов, есть трудности с заполнением бюджетных мест.
Одна из главных причин – низкая оплата труда, которая бьёт по престижу профессии. Новая модель финансирования зарплат педагогов должна улучшить ситуацию, считают в министерстве.
«Будет создана специальная рабочая группа, которая займётся разработкой модели оплаты труда молодых педагогов. Система вступит в силу с 1 сентября 2015 года», - сообщил Латвийскому радио 4 советник министра Дидзис Шенбергс.
В министерстве признают: нужно думать о дополнительной поддержке молодых учителей в первые годы их карьеры. Но сомневаются, честно ли это, если начинающий учитель будет получать больше, чем его опытный коллега.
К пересмотру системы оплаты труда, сами учителя относятся скептически. Опрос профсоюза работников образования показывает: почти 80% учителей не верят в то, что до 1 августа министерство разработает новую модель финансирования зарплат. Большинство думает, что все останется по-старому.
Лидер профсоюза Ингрида Микишко отмечает, что отсутствие мотивации у молодых педагогов связано не только с зарплатой, но также с неуверенностью в завтрашнем дне.
Профсоюз работников образования и науки намерен организовать молодёжный совет, который объединят представителей 36 организаций. Этот совет будет отстаивать интересы молодых педагогов и учёных. Таких сейчас в профсоюзе около 3 тысяч человек.
Заинтересованы ли директора школ в молодых кадрах? Однозначно, да. Хотя и сталкиваются с проблемами, когда нанимают молодёжь на работу.
«У молодых учителей мало знаний о школе. Вузы готовят предметников, но не учителей. Кроме того, у человека, который владеет языками, компьютером и другими навыками работе на 300 латов всегда есть альтернатива», - посетовал директор Рижской Пурвциемской средней школы Юрий Клюкин.
Возможно, новая языковая пропорция в школах нацменьшинств, если её введут, заставит старые кадры уступить дорогу молодым. Директора так не считают. Вакансии для молодых есть и сейчас, уверяет директор 68-й Рижской средней школы Лариса Гончаренко:
«Нужен учитель биологии, химии. У нас был молодой химик, который затем ушёл работать на производство, потому что зарплата в школе неконкурентноспособна. Небольшая школа также не может предложить большую нагрузку, но это и не надо, так как молодому преподавателю ещё нужно учиться работать учителем».
Кузницей кадров выступает программа «Миссия возможна», но она даёт временный эффект, говорит директор 74-й Рижской средней школы Ирина Фролова: «Молодых мотивирует разве что отпуск летом. Если уйдут те, кому сегодня 50, не знаю, кто придёт работать в школу».
Все директора школ сходятся во мнении: если ничего не менять, лет через пять проблема учительских кадров обострится. Уже сейчас средний возраст учителя – старше 50 лет.
За последние четыре года число учителей в общеобразовательных школах сократилось на 4 тысячи человек. В прошлом учебном году пошли работать в школу 350 молодых педагогов. И это лучший показатель с начала кризиса, когда учителям сократили зарплату на 40%.