Согласно этим отчетам, беженцам, лицам, ищущим убежища, и мигрантам, силой препятствовали переходу из Беларуси в Латвию и отказывали в подаче прошений об убежище. Кроме того, их принуждали к подписанию деклараций о добровольном возвращении, а также содержали в нечеловеческих условиях в лесу, говорится в письме, опубликованном сегодня, но датированном 29 июля.
Учитывая серьезность обвинений в неправомерных действиях латвийских пограничников и специальных подразделений пограничного патрулирования, комиссар призывает латвийские власти провести независимое и тщательного расследования как можно скорее, чтобы привлечь к ответственности виновных в возможных нарушениях.
«Я также призываю латвийские власти гарантировать полный доступ к приграничной зоне представителям гражданского общества, соответствующих международных организаций, таких, как Агентство ООН по делам беженцев (UNHCR), и СМИ, чтобы обеспечить адекватную гуманитарную помощь и юридическую помощь всем нуждающимся», — пишет комиссар. Она подчеркивает, что,
хотя Латвия сталкивается со значительными проблемами в связи с незаконным пересечением границы, она по-прежнему обязана защищать свои границы таким образом, чтобы полностью соблюдать Европейскую конвенцию о правах человека.
В ответном письме министр внутренних дел Латвии Кристап Эклонс утверждает, что не было установлено случаев применения физической силы или специальных средств латвийскими силовыми структурами по отношению к нелегальным мигрантам на белорусской границе. Также, по его словам, в Государственную пограничную охрану не поступало жалоб о подобном обращении.
Однако, Эклонс указывает на то, что в мае Службой внутренней безопасности было начато расследование, которое в настоящее время продолжается.
Также из его письма следует, что мигранты заполняли декларации о добровольном возвращении без принуждения, однако были случаи, когда беженцы меняли свое решение, и организация процедуры их добровольного возвращения была приостановлена.
Что касается прошений о предоставлении убежища, то фактически прием прекращен и в приграничной зоне, и пограничниками — в рамках режима чрезвычайной ситуации. Эклонс в письме упоминает возможность подать такое прошение на двух КПП.
В то же время, представители СМИ (в том числе иностранных) посещали латвийско-белорусскую границу около 20 раз с августа по декабрь 2021 года, пишет Эклонс. Кроме того, в письме говорится, что в 2022 году границу посещали представители Бюро омбудсмена и UNHCR, а также депутаты Сейма.
Прошлым летом в связи с обострением обстановки на границе с Республикой Беларусь правительство объявило режим чрезвычайной ситуации в приграничных краях, который позже неоднократно продлевался.
Как уже писал Rus.LSM.lv, согласно исследованию латвийской правозащитницы и специалиста по миграционному праву Александры Ёлкиной, во время действия режима ЧС (он в силе с 10 августа прошлого года) сотрудники Погранохраны и других структур МВД препятствовали иракским и афганским беженцам в их попытках проникнуть в Латвию, и противодействие было очень жестким, с применением насилия. В Погранохране отрицают грубое отношение — там пояснили, что из гуманных соображений на территорию Латвии спустили 160 человек, а еще сотне пожелавших добровольно вернуться на родину оплатили дорогу.
Ранее Бюро омбудсмена и общественные организации указывали на то, что отказ беженцам в подаче прошений на убежище непосредственно на границе, а не на КПП, и вытеснение их обратно в РБ сопряжены с рисками нарушений прав человека.
В свою очередь, Бюро внутренней безопасности отреагировало, начав проверку публичных сообщений о возможном жестоком обращении в отношении иракцев, пытавшихся нелегально проникнуть в Латвию из Республики Беларусь в прошлом году.
Недавно организация по защите прав человека Amnesty International также призвала Латвию оказать помощь соискателям убежища независимо от того, какова страна их происхождения и способ пересечения государственной границы.