Rus.Lsm Сегодня вечером

С праздником Рождества Христова!

Rus.Lsm Сегодня вечером

Трагедия в Дарзциемсе: две собаки загрызли третью

Насилие любит тишину

Насилие любит тишину: кризисные центры обеспокоены ростом семейных конфликтов

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Во время пандемии в Латвии почти наполовину увеличилось число случаев домашнего насилия. Причинами стали стресс, изоляция и неизвестность. Куда обращаться и что в таких случаях могу сделать правоохранительные органы, в эфире Rus.LSM рассказали специалисты, работающие с пострадавшими.

«Звонит женщина и говорит: мы живем всю жизнь, все было нормально — и сейчас, внезапно, во время пандемии у нас произошел конфликт, и он, там скажем, меня толкнул, дал пощечину или ударил», — приводит типичный пример социальный работник Центра ресурсов для женщин Ирина Мазурика.

По данным центра Marta, подобных звонков — с просьбой о помощи из-за домашнего насилия — стало на 40% больше, чем до пандемии. Сейчас помощь центра получают около 80 пострадавших в неделю, рассказала Мазурика.

«Во-первых это конечно изоляция. Насилие любит тишину. И если раньше пострадавшая, например выходила куда-то на работу, и это останавливало агрессора, потому что кто-то может увидеть следы — то сейчас этот фактор гораздо меньше влияет. Плюс также общее состояние стресса и напряжение в обществе, возможная потеря работы, разделение каких-то домашних обязанностей, учеба детей дома — это все увеличивает общий уровень стресса».

Что же с этим делать? Для начала — не бояться об этом рассказывать:

«Говорить о своей проблеме, обращаться за помощью, рассказывать об этом своим близким, потому что, если потом будут какие-то суды, расследования — каждый человек, которому вы расскажите в процессе, он будет важен потом как свидетель».

Одной из мер наказания, которая ждет абьюзера после судебного процесса — курсы по снижению агрессии. В прошлом году они стали обязательными. В центре Marta такой шаг одобряют: ведь можно бесконечно долго реабилитировать жертв, но если не работать с агрессором — ситуация будет повторяться.

«Программы дают возможность совмещать психолога индивидуально или в группе. И там идет обсуждение о том, что такое насилие и как оно влияет на пострадавшего. Потому что очень часто у них вообще нет понимания, какие последствия у того, что они делают».

Зреют и еще одни поправки. Сейчас без официального заявления от пострадавшей стороны изолировать агрессора от жертвы полиция не может. А заявление готовы писать далеко не все, признала Ирина Мазурика.

«Пострадавшие боятся при нем сказать полиции, что они этого хотят. Потому что их потом будут в этом обвинять — и потому что если есть уже какое-то физическое насилие, то для них это риск, что он их просто встретит потом где-то по дороге домой».

Как ранее писал Rus.LSM.lv, чтобы избежать таких ситуаций, в Сейме сейчас рассматривают поправки к закону о полиции, которые позволят правоохранителям принимать решение о разделении без желания и согласия потерпевшей стороны. Это упростит работу полицейских, поясняет старший инспектор бюро координации служб Госполиции Ксения Кудлаева:

«Там действительно, если налицо повреждения, то решение о разделении будет принято безоговорочно. То есть сразу же! Но если, например, обе персоны, возьмем такой пример, находятся в состоянии алкогольного опьянения, и у одного и второго есть какие-то повреждения, допустим, синяки под глазом — то в данном случае это надо, конечно, как-то выяснить. Действительно ли там есть угроза жизни и здоровью».

В полиции также говорят, что после утверждения новой нормы возможен наплыв жалоб с обеих сторон — справедливо ли было принято решение о разделении.

«Будут также всевозможные жалобы, и с одной и со второй стороны — как с потерпевшей стороны, так и с создающей угрозу, что решение было принято, возможно, незаконно. В связи с этим сотрудники полиции будут обеспечены все боди-камерами, чтобы фиксировать все на видео — что происходило в жилище и на основании чего было принято решение о разделении».

Поправки к закону о полиции сейчас ждут финального чтения Сейма. Проект поправок был поддержан правительством в августе 2021 года. Как отмечают в полиции, жертвы нападений «кухонных боксеров» часто опасаются мести своих спутников жизни и поэтому редко подписывают заявления, необходимые для выдачи охранного ордера. Но если ордер оформлен — в течение 8 дней агрессор не сможет приближаться к своей жертве. В противном случае его ждёт уголовное наказание. Ордер можно и продлить — такое решение оперативно выносит суд.

В Латвии принимаются и другие меры для борьбы с семейным насилием. На курсы управления гневом посылают в тех случаях семейного насилия, когда суд выдает охранный ордер (призванный дать пострадавшим временную защиту от агрессора, а его побудить задуматься в изоляции от семьи о своем поведении). Такое решение Сейма с признательностью оценивают и психологи, работающие с жертвами семейного насилия — они указали, что и в принудительном порядке можно добиться благоприятного результата. 

Rus.lsm.lv уже сообщал, что домашнее насилие в Латвии было и остается проблемой, а пандемия коронавируса может ее еще и обострить. Над решением этой социальной проблемы работа ведется уже несколько лет.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное