Готовится просьба оценить Стамбульскую конвенцию на соответствие конституции — депутат

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Несмотря на позицию правящей коалиции по Стамбульской конвенции, депутаты «Единства» не отказались от планов обратиться в Суд Сатверсме. Они хотят попросить суд оценить соответствие документа конституции, сообщает Latvijas Radio.

КОНТЕКСТ

Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, планировалось рассмотреть в правительстве и передать в Сейм законопроект о ратификации Латвией Стамбульской конвенции (к которой государство присоединилось еще в 2016 году – не без бурных дебатов). Единственная политическая сила в правящей коалиции, которая сейчас однозначно поддерживает конвенцию – партия «Единство». Но голосов только ее депутатов в парламенте для ратификации будет недостаточно. Союз «зеленых» и крестьян после визита главы Римско-католической церкви Латвии, архиепископа Збигнева Станкевича во фракцию Сейма объявил, что не одобрит законопроект. Нацблок же не поддерживал ее изначально. 

В правительстве вопрос о ратификации продолжат обсуждать, заявил в понедельник 29 января премьер-министр Марис Кучинскис (СЗК), но конкретные сроки принятия решения пока не известны. Кучинскис даже не уверен, что это удастся решить до выборов в Сейм (а они назначены на осень с.г.). В предыдущих дебатах он заявлял, что к конвенции нужно приложить декларацию, позволяющую в Латвии вводить условия этого документа в соответствии с Конституцией.

Конвенция детально описывает различные подвиды насилия, обязывая присоединившиеся к ней страны предусмотреть для определенных видов насилия наказание в своем уголовном праве. В конвенции также много говорится о профилактике и просвещении, направленном на искоренение существующих в обществе стереотипов, и подчеркивается, что насилие в семье недопустимо. Документом оговаривается и создание ряда социальных услуг, таких как кризисные центры и бесплатный телефон доверия для жертв насилия.

Как уже писал Rus.lsm.lv, юристы, нанятые Минюстом и проанализировавшие Стамбульскую конвенцию о пресечении насилия над женщинами и семейного насилия, в 2016 году рекомендовали Латвии ее не подписывать. Юридический анализ был проведен фирмой юристов Инги Качевски и подписан Байбой Рудевской в Страсбурге.

Выполненное бюро Качевской и одобренное Рудевской юридическое заключение о Стамбульской конвенции вызвало недоумение и негативные отзывы как у общественности, так и в профессиональной среде, у юристов. Глава Минблага Рейрс прямо назвал выполнение исследования по заказу Минюста пустой тратой времени и денег налогоплательщиков.

Комиссар по правам человека Совета Европы Нилс Муйжниекс, со своей стороны, призвал Латвию ратифицировать конвенцию как можно скорее.

По прогнозам главы фракции «Единства» в Сейме Хосама Абу-Мери, обращение в суд будет подано в течение месяца.

Почти три месяца назад правительство уже отвергло предложение партии обратиться в суд, чтобы проверить конвенцию Совета Европы против насилия в отношении женщин и семейного насилия на соответствие конституции. Впрочем, как заявил Абу-Мери, его партия не отказалась от своих намерений. В связи с этим, как только заявление будет готово, его подадут 20 депутатов «Единства».

По его словам, основная работа лежит на плечах адвокатов и юристов. «Мы медленно, но продвигаем это вперед, поскольку это юридически чувствительный вопрос».

Как уже сообщал Rus.Lsm.lv, изначальное предложение исходило от Министерства благосостояния. В нормативном акте, определяющем компетенцию Суда Сатверсме, такая возможность предусмотрена, заявлял в интервью Latvija Radio Министр благосостояния Янис Рейрс («Единство»).

«Согласно закону «О Суде Сатверсме», [конвенцию] необходимо передать на проверку конституционному суду, чтобы проверить, соответствует ли она конституции или нет. Закон предусматривает, что подписанные, но не ратифицированные международные договора можно отдать на рассмотрение Суду Сатверсме. Для этого нужно согласие правительства.

Я думаю, что здесь нет противоречий. Если есть сомнения, то нет в стране институции лучше, которая могла бы сказать, соответствует ли подписанное соглашение духу и букве Конституции, нарушает или не нарушает [ее]», — заявил Рейрс.

Ранее передача De facto сообщала, что с момента принятия конвенции 80% рекомендаций уже включены в латвийское законодательство.

«До конвенции и в Латвии, и в других странах реагировали только тогда, когда наступали последствия («приходите, когда вас убьют»). Сейчас подход кардинально изменился.

Мы действуем заблаговременно и предпринимаем все усилия, чтобы защитить пострадавшего от повторного насилия», — заявила представительница министерства Виктория Большакова.  

Например, была введена оплаченная государством реабилитация для совершеннолетних жертв семейного насилия и обучение полицейских о насилии в семье, было криминализировано преследование и угрозы, введен термин «психологическое насилие».    

Упомянутыми в конвенции, но до сих пор нереализованными в Латвии остаются, в частности, «кризисный телефон», который работает круглосуточно, возможность попасть к судмедэксперту, как только кто-то сообщает о насилии, а не через несколько дней и регулярные информационные кампании.

Уже многие годы против ратификации документа выступает Национальное объединение и возглавляемое партией Министерство юстиции. Однако многие опасения Минюста основаны на неправильных предположениях, заявляет De facto. Например, ведомство беспокоит критика в отношении стран, ратифицировавших конвенцию, со стороны комитета ГРЕВИО (Группа экспертов по действиям против насилия в отношении женщин и домашнего насилия), который следит за выполнением предписанных соглашением норм.

«В латвийской системе здравоохранения любые действия, направленные на поддержку еще не родившегося ребенка, будут интерпретироваться как насилие против женщины», — заявил министр юстиции Дзинтар Расначс. В отчетах ГРЕВИО и конвенции действительно упомянуты не родившиеся дети. Однако насилием против женщины будет считаться принудительный аборт, совершенный без ее согласия.

Минюст также настаивает, что из-за ратификации в Латвии может появиться третий пол. «Было решение Конституционного Суда Германии, согласно которому должна появиться возможность указать, что родился не только мальчик или девочка, но какой-то средний пол. Решение суда было напрямую связано со Стамбульской конвенцией», — заявил парламентский секретарь Минюста Янис Иесалниекс (Национальное объединение).      

Немецкий суд действительно принял решение о возможности третьего пола. Однако оно не было связано со конвенцией. Она ни разу не упомянута в судебном постановлении. Об этом Латвийскому телевидению заявил представитель Конституционного Суда Германии.

  

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное