«Заводу срочно требуются». Зернопереработка

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Драматическая — так в конце прошлого года пищевые предприятия охарактеризовали вызванную нехваткой кадров ситуацию в отрасли. В дополнение к высококвалифицированной рабсиле производители предлагают на определенный срок облегчить ввоз из третьих стран «временных» работников, потому что желающих трудиться в цехах не хватает. Подробности — в репортажах Latvijas Radio. Первый был посвящен рыбоперерабатывающему предприятию Karavella. Второй — зерноперерабатывающему предприятию Dobeles dzirnavnieks.

Руководитель отдела производства Гирт Ечис в шумном цехе по производству макарон описывает портрет недостающего работника — фасовщика. «В начале смены им рассказывают, какой товар надо фасовать. Затем они включают аппараты, выставляют параметры и начинают работать».

Один из сотрудников говорит, что работа несложная, но однообразная.

Рядом трудятся операторы оборудования. Здесь нехватка персонала ощущается меньше, поскольку многие охотно выполняют эту работу — управляют конкретным механизмом, что требуют большой ответственности. Dobeles dzirnavnieks старается уменьшить число рабочих, автоматизируя производство. Однако отсутствие человеческого ресурса все равно остро ощущается. 

«Если бы у нас были дополнительные сотрудники, то нынешним было бы легче работать. Мы бы могли производить больше и быстрее, а также не задерживать поставки. Это повысило бы эффективность предприятия. Но нельзя сказать, что сейчас кризис. Сумасшедшим выдалось прошлое лето, когда не хватало шести фасовщиков. Нам пришлось некоторым новым клиентам отказать или продлить сроки поставки. Впрочем, это было первое лето, когда было так тяжело», — признает Ечис.

Председатель правления Dobeles dzirnavnieks Кристап Амсилс рассказывает, что, помимо прочего, существует конкуренция с другими отраслями, где также не хватает тех, кто готов выполнять физическую работу. «Мы с опасениями ждем именно лета, потому что возобновятся дорожные ремонты и строительство. Нам будет очень тяжело конкурировать с этими секторами».

В целом нехватка постоянных рабочих на предприятии составляет около 10%, отмечает Амсилс.

Специфика регионов заключается еще и в том, что именно летом и во время урожая люди переходят на сезонные полевые работы, а по окончанию сезона вновь пытаются где-то трудоустроиться. «Очень разные причины — часть не хочет и не готова выполнять такого вида работу. Кроме того, всё меньше и меньше готовы работать посменно — ночные смены или во время выходных», — рассказал Амсилс.

В Латвии в 2017 году было зарегистрировано 85,4 тыс. безработных, что составляет 8,7% общего числа экономически активных жителей, свидетельствуют данные Центрального статистического управления (ЦСУ). По сравнению с 2016 годом уровень безработицы снизился на 0,9 процентного пункта. Безработица среди женщин составила 7,7%, среди мужчин – 9,8%, указывает агентства LETA.

Хотя статистические данные показывают, что в Латвии средний уровень зарегистрированной безработицы составляет около 8%, в реальности безработицы «практически нет», заявил в интервью Latvijas Radio ассоциированный профессор Рижской высшей школы экономики Арнис Саука.

Данные Министерства благосостояния опровергают это резонансное утверждение. Пока работодатели сетуют на дефицит квалифицированных сотрудников, в отдельных регионах Латвии уровень безработицы уверенно переваливает за 20%. И есть еще «люфт» между числом официально безработных и числом тех, кто остался без работы, но не пошел в Госагентство занятости. Эти люди – неиспользованный резерв на рынке труда.

Перечень профессий, в которых в Латвии наблюдается острая нехватка специалистов и представители которых могут быть приглашены на работу в нашей стране на льготных условиях, 20 февраля утвержден правительством.

Союз свободных профсоюзов выражает опасения в связи с тем, что требование по размеру зарплаты гласит «средняя по стране», а не «средняя по отрасли». Это может ущемить интересы местных работников в высокооплачиваемых отраслях, например в IT. В ноябре прошлого года зарплата по отрасли составляла в среднем 2278 евро в месяц – а новые правила разрешают приглашать иностранцев и платить им только 1129 евро. Нет гарантий, что не появится демпинга зарплат, поясняет глава организации Эгил Балдзенс.

Ранее профсоюз работников образования и науки уже выражал свое беспокойство по поводу включения в этот список ученых. Ведь приезжему специалисту будут платить не ниже 859 евро в месяц (среднюю по стране зарплату плюс коэффициент), а заработок латвийского научного сотрудника, рассчитанный по всем формулам, порой не превышает 700. «Это дискриминирующее условие, на наш взгляд», - говорит глава профсоюза Инга Ванага. 

Некоторое время назад из списка исключили медиков, поскольку профсоюз работников здравоохранения и социальной опеки указал, что дефицит рабочих рук в отрасли вызван исключительно недостаточным ее финансированием в течение многих лет подряд.   

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное