Исполняя данное Сеймом указание, Министерство экономики готовится 31 марта положить конец существующей системе КОЗ. Ведомство уже знает, что этот процесс связан с риском, поскольку договоры с производителями заключены на долгие годы.
Каспар Лоре, глава Юридического департамента Минэкономики, заявил, что технически и юридически возможно все, но необходимо взвесить риски — и пока у министерства нет подсчетов, в каких суммах эти риски измеряются.
Возможные убытки подсчитала Латвийская федерация возобновляемой энергии — она цитирует исследование академика Райты Карните. В нем говорится, что при отказе от КОЗ и закрытии производств работу могут потерять большинство из 2 тыс работающих в отрасли.
Кроме того, около 46 млн евро — ожидаемые убытки госбюджета из-за неполученных налогов, и еще 60 млн — в связанных с электростанциями отраслях.
Чтобы оценить юридические риски, Минэкономики заключило договор с Ellex Kļaviņš.
Министр экономики Ральф Немиро рассказал, что бюро должно выяснить вопрос о КОЗ и нормативных актах ЕС, о правовой возможности полностью или частично вернуть выплаченную поддержку, не нарушив право на собственность, а также о возможности это сделать в указанный Сеймом срок — до 31 марта.
Такое исследование министерству обойдется в более чем 9 тыс евро, однако браться за работу адвокатские бюро не спешили — из 10 приглашенных предложение о цене прислали только трое.
Остальные не ответили, указав, что тема их не интересует, или наоборот — они находятся в ситуации конфликта интересов.
Министерство также попросило, чтобы свои мнения высказали и заинтересованные стороны — в том числе Федерация возобновляемой энергии.
Ее глава Янис Ирбе уверен, что от ликвидации КОЗ пострадает не только отрасль, но и жители, поскольку в некоторых регионах тариф на отопление может вырасти на треть.
«Сейчас хвастливо заявили, что пенсионерка, которая платит 15 евро за электричество, с отменой КОЗ будет платить на 1,5 евро меньше. Но за отопление она платит 50 евро, а осенью будет 65», — указал он.
«За всем этим стоит отдельная группа, которая является инициаторами этого театра — энергоинтенсивные предприятия, которые платили бы меньше», — считает Ирбе.
Отрасль возобновляемых ресурсов, однако, не категорически против изменений в системе КОЗ. В более продолжительных дискуссиях можно было бы найти решение, чтобы общество платило меньше, а предприниматели продолжали работу, считают они.
Для этого, однако, придется отменить решение Сейма о прекращении КОЗ с 31 марта.
Ранее Министерство экономики подготовило план отказа от выплат по компоненту обязательной закупки (КОЗ, OIK): сделать это рассчитывают за три года — без ущерба для бюджета. Однако опубликованный проект встретил волну критики — и в парламенте, и даже среди участников рабочей группы по вопросу OIK.
Среди предложений по реформе системы обязательной закупки «зеленой» электроэнергии прозвучало и такое: компонент обязательной закупки (КОЗ, OIK) в цене электроэнергии устранить, а на смену этой непопулярной системе ввести «зеленые сертификаты».
Одновременно продолжается поиск станций, выданные которым лицензии на участие в системе OIK следует аннулировать. Число станций, лишенных лицензий OIK, составляет уже десятки.