Сегодня 3 677 многоквартирных домов находятся на хозяйской земле. Владельцы 110 970 квартир вынуждены платить арендную плату, потому что дом, в котором они живут, стоит на земле, которая им не принадлежит.
Примерно треть таких домов находится в Риге: такая ситуация характерна для микрорайонов Пурвциемс, Плявниеки, Кенгарагс, Вецмилгравис, Илгуциемс, Зиепниеккалнс. Однако в подобной ситуации оказались и некоторые жители Юрмалы, Даугавпилса, Елгавы и Огре.
Размер арендный платы с начала 90-х менялся неоднократно — через суд. И чтобы решить проблему — то, что у квартиры один владелец, а у земли другой, противоречит Гражданскому закону — Министерство юстиции разработало закон, предусматривающий порядок выкупа участка. Землю предлагается выкупать по кадастровой стоимости. Это, по данным Земельной службы, от 130 до 180 млн евро.
Депутат Сейма Регина Лочмеле-Лунева указала: согласно нынешней редакции, решение о выкупе земли принимается большинством голосов дома — это очередная кредитная кабала для многих небогатых жильцов. Закон не предусматривает права выкупа в индивидуальном порядке.
«На самом деле на кону — вопрос огромных денег. Потому что, чтобы выкупить всю хозяйскую землю под многоквартирными домами на всей территории Латвии, жителям нашей страны придется вынуть из своего собственного кармана, по разным оценкам, от 150 до 250 млн евро... Банки уже рукоплещут этой идее и заявляют о своей готовности кредитовать жителей на выкуп земли, и это настораживает больше всего. Пенсионеры с небольшими пенсиями, малоимущие, семьи с детьми — люди, которые с чисто материальной точки зрения не готовы выкупать эту землю. Более того, если дом примет решение брать кредит в банке, каждый владелец квартиры станет владельцем очередной ипотеки и будет вынужден платить эту ипотеку до конца своей жизни. Из этого вытекает еще один вопрос. А если человек будет не в состоянии платить этот выкуп за землю, или кредит банку, кому перейдет право владения идеальной долей земли владельца квартиры? Правильно, банку. И что мы получаем в итоге? Разве это конец раздельной собственности? Нет, это просто перераспределение права собственности, при котором нынешние владельцы земли обогатятся на миллионы», — указала она.
Нормунд Шлитке, представляющий интересы землевладельцев, говорит: его клиенты принятие закона о выкупе земли поддерживают. Вопрос, по словам Шлитке, давно пора урегулировать.
«Земля должна быть выкуплена — и уже давно. Квартира — это предмет первой необходимости, земля уже сейчас фактически в пользовании владельцев квартир. Значит, они должны выкупить и пользоваться землей в полном объеме, а не только частично».
С этого года владельцы земли сами предлагают жителям выкупать землю. Массово такие предложения поступали в начале года.
Тогда зачем же потребовался отдельный закон о выкупе? Как говорит Нормунд Шлитке, землю можно будет выкупить и без согласия владельца.
Лочмеле-Лунева отмечает, что параллельно для решения проблемы раздельной собственности разработан другой законопроект, который недавно утвердило правительство. Он предполагает право сервитута вместо принудительной аренды земли — и позволит не выкупать землю жильцам, а оставить все как есть. Но на приемлемых условиях.
«Максимальный процент в случае сервитута для всех абсолютно видов нынешней принудительной аренды будет 4%. Это существенно уменьшит платежи жителей», — пояснила депутат.
Закон о разделенной собственности рассматривается уже с 2015 года.
Летом Рижская дума довольно активно предлагала выкупить землю под многоэтажными домами владельцам приватизированных квартир. И уже в момент совершения сделки покупатели узнавали — им нужно еще заплатить за 10 лет аренды земли. В думе не могли ответить на вопрос, где они были раньше. И почему счета за аренду земли не выставлялись своевременно, сообщает программа «Личное дело» Русского вещания LTV7.
В 2017 году были приняты поправки к законам о приватизации и о земельной реформе, благодаря которым потолок цены за принудительную аренду должен был за три года снизиться до 3%. Однако Конституционный суд признал эти поправки не соответствующими Сатверсме и дал парламенту время до 1 мая 2019 года, чтобы найти альтернативу. С 1 мая 2019 отменен потолок платы за аренду земли, который сейчас составляет 4% кадастровой стоимости.
У проблемы есть два аспекта — принудительная аренда и необходимость ликвидации раздельной собственности как таковой.
Практически каждый третий дом в столице хотя бы частично стоит на чужой земле. Для владельцев более чем 110 тыс. квартир в таких домах по всей стране это означает вынужденную арендную плату. Которая в разные годы составляла до 6% от кадастровой стоимости. И всё это время государство пыталось решить — как эти отношения прекратить.