14 марта 2016 года. Суд решает – TKB нужно ликвидировать. Поручено это присяжному адвокату Илмарсу Крумсу. Его выбрали из трех деcятков кандидатов. Крумс говорит, что постарается все сделать быстро и в лучшем виде. Про Крумса говорят – он слишком тесно дружит с администратором Марисом Спрудсом, который уже вмешан в несколько громких скандалов.
В Trasta Komercbankas - активы в 290 млн евро к началу ликвидации, а обязательства - менее 270 млн.
После продажи остается 20 млн евро. Не банк, а конфетка.
Но меньше чем через год, оказалось, что саму конфетку кто-то съел – остались лишь фантики.
К декабрю становится известно – Крумс потратил семь миллионов евро на оплату услуг извне. Часть средств досталась и Марису Спрудсу. К февралю готовится заявка о неплатежеспособности TKB.
Становится ясно – всем денег не хватит. Крумс заявляет, что готов уйти.
А тем временем в Сейме проходит первое чтение поправок к закону о кредитных учреждениях.
«Уже некоторое время администраторы приравнены к должностным лицам. В связи с этим поменялся целый ряд нормативных актов. Соответственно, поправки к закону о кредитных учреждениях были только логичным шагом. Ведь когда была принята действующая редакция закона, администраторы не были должностными лицами. Так что логично, если все нормативные акты, с которыми работают администраторы были бы между собой согласованы», - заметил член правления Ассоциации администраторов неплатежеспособности Каспарс Новицанс.
27 февраля состоялось закрытое заседание суда по вопросу неплатежеспособности Trasta komercbanka. Претендовал на пост администратора и Марис Спрудс. Но Комиссия по рынку финансов и капитала (КРФК, FKTK) выбрала и выдвинула Арманда Расу. Тогда Илмарс Крумс передумал уходить.
«В первый раз КРФК обратилась в суд с предложением утвердить кандидатуру Арманда Расы - 27 февраля. В тот раз мы просили суд оценить и заявление о неплатежеспособности банка. Но в тот момент кандидатура Арманда Расы не оценивалась. Поскольку во время суда Илмарс Крумс изменил свое мнение и подтвердил, что готов продолжать обязанности администратора, хотя перед этим обратился с заявлением, что продолжать их не будет», - рассказала представитель КРФК Лайма Ауза.
К 25 апреля 2017 было необходимо подать свои предложения на третье чтение закона в парламенте. Депутат национального объединения Имантс Парадниекс среди прочего вносит и такое предложение: ликвидатором и администратором неплатежеспособности кредитного учреждение не может стать человек, который за два года до назначения был уполномоченным лицом кредитора ликвидируемого кредитного учреждения.
А через две недели с небольшим КРФК обращается в суд, чтобы сместить с должности администратора TKB Илмара Крумса.
«Комиссия констатировала, что господин Крумс не отвечает требованиям закона о кредитных учреждениях о том, какая персона может занимать должность администратора неплатежеспособности. Были констатированы и действия, которые можно считать злонамеренными. На этом основании мы обратились в суд», - рассказала Ауза.
В качестве нового администратора был выдвинут все тот же Арманд Раса. Заседание было назначено на 29 мая. А третье чтение поправок к закону должно было состояться за два дня до выборов в самоуправления — 1 июня. И к этому моменту стало понятно — новые поправки не позволят Арманду Расе занять должность. Потому что, по информации некоторых СМИ, он как раз и был тем самым уполномоченным лицом одного из кредиторов. Опять же, по информации журналистов - Арманд Раса был связан с людьми, близкими руководству партии «Единство».
Суд, вопрос по новому администратору TKB, перенес на понедельник, 19 июня.
Теперь и парламент мог не торопиться. Поправки ушли в Сейм после выборов в самоуправления. 8 июня голосами депутатов Союза «зеленых» и крестьян, Национального объединения, «Согласия» и партии «От сердца Латвии» - поправки принимаются. Против — депутаты «Единства» и Артус Кайминьш.
«То, что делал господин Парадниекс — это чистой воды лоббизм. И закона о лоббизме у нас нет. Его нужно разработать», -
заметил Кайминьш.
К этому мнению присоединился и депутат «Единства» - Эдгар Смилтенс. По его мнению цель состояла в том, чтобы усложнить процесс для того, чтобы не менять администратора Крумса.
«В том заключается эта суть, что им не надо было, чтобы поставили другого своего администратора - им надо было, чтобы конкретный администратор - Крумс доработал до конца, сделал свою работу, за которые они будут отвечать, что они делали и, чтобы он закрыл процесс», - заявил Смилтенс.
По словам Парадниекса – все дело в том, чтобы у администратора не было конфликта интересов, а Крумса можно было отстранить и раньше. То есть не стоит путать две разные вещи.
«Если мы говорим о том, что говорит Смилтенс, то почему защищается кандидат, у которого есть конфликт интересов, в том числе и по существующему законодательству, вместо того, чтобы назначить человека, у которого конфликта нет?», - отметил депутат.
По его словам этот вопрос задавали ранее – еще в апреле – Министерству юстиции, Администрации неплатежеспособности, Ассоциации администраторов Бюро по борьбе с коррупцией. Если разрабатывают эту норму, то проработана она должна быть максимально, подытожил Парадниекс.
«Я ни от одного депутата не слышал слов о том, что разработанная норма с юридической точки зрения, с точки зрения содержания была бы неправильной», - отметил депутат от Союза «зеленых» и крестьян - Янис Вуцанс.
В тот же день, 8 июня приходит новость — задержаны администраторы неплатежеспособности - Илмарс Крумс, Марис Спрудс, Наурис Дуревскис и финансист Йоран Райтумс. 9 июня суд арестовывает всех четверых, впрочем, еще через несколько дней Йоран Райтумс выходит из-под стражи.
А три администратора по-прежнему сидят. И всех троих объединяет одно — они жертвовали партиям. Причем конкретным – Национальному объединению и Союзу «зеленых» и крестьян.
Сегодня президент Раймонд Вейонис отправил на повторное рассмотрение поправки к закону о кредитных учреждениях. С формулировкой — утверждение отдельных норм закона с ликвидацией TKB, рождает подозрение о желании влиять на конкретные процессы.
«Я думаю, что нужно подождать мнения президента, после того как он ознакомится с документом. Я отправил в понедельник документы в его канцелярию и если потребуется и меня вызовут, то расскажу, как это решение принималось. Оно абсолютно прозрачно и ясно», - заявил Парадниекс.
Он, правда, отметил, что несмотря на то, что поправки действительно правильные – странно, что их приняли сейчас.
Последний акт этого законодательного спектакля состоится 19 июня. Тогда суд решит – станет ли Арманд Раса администратором неплатёжеспособности TKB или нет.