По словам Яунземе, основываясь на опыте других стран, статус беженца в Латвии привязан к двум параметрам: язык и работа. И в таких условиях рецептом выживания является интеграция.
«Пособие выплачивается один год. Его размер составляет 139 евро в месяц. Если у человека нет доходов, как он будет жить на эти деньги? Это некоторая часть нашего населения может позволить себе так жить, поскольку у них есть поддержка семьи.
Но у беженцев такой возможности нет,
поэтому они будут вынуждены обратиться за статусом малоимущего в местное самоуправление», - считает Яунземе.
Она отметила, что очень мала вероятность, что беженцы станут «клиентами» теневой экономики.
«Специфика серой зоны экономики в Латвии заключается не в том, что люди трудятся без договоров. Они не платят налоги.
В силу большого отличия от местных, внедриться в эту схему – очень сложно.
Поэтому беженцы смогут работать только легально», - признает чиновница.
Между тем, юрист общества поддержки беженцев Алвис Шкендерс отмечает, что даже образованным беженцам будет тяжело найти работу в виду незнания языка.
«За три года в «Муцениеки» и год получения государственной помощи язык на третью категорию не выучить. Максимум – вторую, необходимую для получения постоянного вида на жительство», - говорит Шкендерс.
Он отмечает, что очень многое зависит от специальности приехавшего. Например, представители отрасли ИТ работу находят практически мгновенно. А вот трудовая интеграция желающих работать по специальности полицейских или охранников, без полного владения государственным языком, практически невозможна.