Опрошенные Latvijas Radio специалисты подчеркнули, что в этом году экономика восстанавливается быстрее, чем прогнозировалось ранее.
«В этом году, скорее всего, будем расти быстрее, чем прогнозировали в начале года, более 4% ВВП вырастем», — считает экономист Swedbank Лива Зоргенфрейя. Она добавила, что в следующем году дополнительным стимулом для экономики будет финансирование из фондов ЕС, и поэтому есть предпосылки для еще более стремительного роста — около 5% ВВП.
На пути к развитию, однако, все больше препятствий, и одно из них — то, что вирус распространяется все быстрее. При этом экономист прогнозирует, что удар по экономике будет мягче, чем в начале пандемии.
«Второе большое препятствие, по поводу которого опасения выражают и предприятия, и жители — рост цен, в глобальном выражении — напрягаются цепочки поставок, дороже становится сырье. Дороже и сырье, и энергоресурсы, выше транспортные расходы», — пояснила Зоргенфрейя.
Годовая инфляция в Латвии достигла 3,6%, но экономисты считают, что она продолжит расти — и к концу 2021-го приблизится к 5%. Значит, увеличатся и ежедневные траты.
Мартиньш Аболиньш, экономист банка Citadele, подчеркивает: рост цен латвийцы начнут ощущать уже в октябре, когда получат счета за электричество и тепло.
«Если зима будет холодной, то цены на отопление и электричество больше всего ощутят люди с низкими доходами. В основном мы думаем о пенсионерах и других группах общества с низкими доходами. Рост цен на продовольствие у нас есть, но сравнительно умеренный. Хотя в мире цены на продукты за последний год существенно выросли — и есть известный потенциал для роста продуктовых цен. Особенно потому что растут и цены на электричество — определенно это давление начинает увеличиваться. Для незащищенных групп общества, пенсионеров эта зима может быть достаточно трудной. У людей с более высокими доходами, возможно, есть накопления, и это не так существенно, но эти 10, 20 или больше евро в месяц, которые будут уходить на основные потребности, могут быть достаточно значимыми», — сказал Аболиньш.
Он пояснил: сейчас уровень потребительских цен остается сравнительно умеренными — поскольку цены на услуги и внутренние цены растут не очень сильно. Кроме того, позитивно, что рост зарплат — хотя бы в отраслях, которые пандемия затронула меньше — также есть. Это стимулируется и за счет уровня безработицы, который приближается к минимальному «допандемийному» уровню, то есть 6%. Это значит, что найти работников непросто — и зарплаты идут вверх.
Дайнис Гашпуйтис, экономист банка SEB, отметил, что период повышенной инфляции может затянуться — но ожидается, что во втором квартале следующего года рост цен стабилизируется. «Конечно, надо надеяться, что погодные условия будут благоприятны, чтобы сократить давление из-за удорожания энергоресурсов, поскольку одна из существенных движущих сил в данный момент — это рост энергетических цен. Там прежде всего должна быть успешной дипломатия Европейского союза с Россией, чтобы сократить давление на цену газа. Кроме того, надо надеяться, что будут благоприятные погодные условия, которые не увеличат давление на спрос. В частности, что зима будет теплой, что будет много снега, осадков и ветра, что может давление снизить и увеличить спрос», — сказал он.
Однако самый сложный период из-за роста инфляции может быть впереди. Гашпуйтис прогнозирует, что в ближайшие полгода инфляция может уйти в более спокойное русло, и в марте тенденции будут видны уже яснее.
Как уже сообщал Rus.LSM.lv, экономисты отмечают, что за последние полтора года пандемии тенеднция такова, что бедные стали еще беднее, а богатые богаче. От увольнений в ковид-кризис больше всего именно пострадали те, кто и до него не имел высоких доходов. По словам экспертов, число сотрудников с зарплатой 400-700 евро уменьшилось, в то же время увеличилось число сотрудников с зарплатой выше 3000 и даже 4000 евро.