«В августе-сентябре инфляция [по сравнению с теми же месяцами 2020-го] была около 4%, и совершенно понятно, что до конца года она продолжит расти. Сейчас мы прогнозируем, что инфляция до начала следующего года может достигнуть 5-6% и потом начнёт снижаться. Можно сказать, что сегодняшний скачок будет очень кратковременным», — описал ближайшие перспективы Олег Красноперов.
По его словам, идущие вверх цены на электричество, на газ добавили к прогнозу пару процентных пунктов: без них рост потребительских цен составил бы около 4% (хотя, отметил он, для разных групп населения с разным доходом этот рост — разный).
Экономист отметил, что основная причина разгона инфляции — мощная господдержка, которую наше народное хозяйство получило в прошлом и в первой половине этого года. И это происходило не только в Латвии, а во многих странах ЕС и мира. Поддержка же разрабатывалась в крайне мрачной обстановке, когда впереди маячил полномасштабный кризис из-за того, что ради сдерживания Covid-19 остановились многие важные отрасли экономики.
«В апреле 2020 года нам казалось, что будет очень серьёзное снижение экономической активности. В апреле у нас происходили очень масштабные увольнения, и эти увольнения были такими же, как во время прошлого кризиса 2008-2009 года. А в тот кризис, напомню, уровень безработицы превысил 20%, и была огромная эмиграция. Сейчас же мы осуществили программы государственной поддержки экономики, и безработица выросла лишь с 6% до 8%», — рассуждает он.
Олег Красноперов напомнил, что еще летом 2020-го , когда не было ясно, насколько успешной окажется господдержка, Банк Латвии прогнозировал падение ВВП на 7,5%. Причем, рассматривался еще один сценарий — с падением на 14%.
«А что получилось? ВВП [в 2020-м] сократился лишь на 3,5%, в начале этого года мы уже вышли на докризисный уровень, а объемы промышленного производства уже превысили докризисный уровень.
А какой бы была сейчас инфляция, если бы уровень безработицы был 20%? Совершенно очевидно, что тогда инфляции не было бы вообще никакой, и мы бы сейчас с вами обсуждали не инфляцию, а то, что всех увольняют…
И если есть два варианта — инфляция в 5-6% или безработица в 20%, естественно, любой человек выберет инфляцию»,
— считает гость «Открытого вопроса».
Он подчеркнул: рост цен на те же энергоресурсы (не только в Латвии, а по всей Европе) вызваны в первую очередь высокой экономической активностью, а высокая экономическая активность вызвана господдержкой во множестве стран.
«Но этот рост будет очень краткосрочным. Потом будет какое-то снижение», — заверил О. Красноперов.
Как сообщал Rus.lsm.lv, в Латвии повышаются тарифы на электричество и на газ. А для рижан еще и на тепло. С сентября тариф Rīgas Siltums вырос на 26%, а компания не исключает, что в ноябре может произойти еще один скачок — из-за вероятного роста цен на газ.
Также строительная отрасль столкнулась со столь быстрым ростом цен на стройматериалы, что просит ввести принцип распределения риска между исполнителем и заказчиком — в тех проектах, где заказчиком выступает государство или самоуправление.