Война в Украине: за кого русские в Латвии?

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Похоже, что русскоязычные жители нашей страны не могут определиться чью сторону занимают в конфликте России и Украины. Более половины опрошенных отметили «ни одну, ни вторую сторону» или «тяжело сказать». Почему так? Накануне эту проблему обсуждали в программе Латвийского телевидения «Что происходит в Латвии».

Программа Латвийского телевидения «Что происходит в Латвии» заказала опрос об отношении латвийцев к военному конфликту. 90% латышей ответили, что поддерживают Украину. Русские же совсем не едины во мнении: 22% поддерживают Украину, 21% Россию. Остальные не поддерживают «ни одного, ни второго» или затрудняются ответить.

Это кризис идентичности, говорит историк Валдис Клишанс:

«Я лично знаю многих людей, которые отмечают 18 Ноября, День Лачплесиса, являются абсолютными патриотами Латвии. Сегодня я с ними говорю, и они не поддерживают ни одних, ни вторых. Это глубокий психологический момент! Я себя идентифицирую, как русский, мне близка культура России, и я нахожусь в отчаянии. Я как будто не могу их предать — это же часть меня».

По оценке экономиста Яниса Херманиса, такой «большой серый пирог», где люди не за и не против, показывает их растерянность:

«Я думаю, это результат информационной войны. Они долго чему-то верили. Верили, что с Россией можно дружить, она хорошая. Но здесь момент истины. Люди увидели противоположное. Почувствовали растерянность, вину за происходящее».

Председатель Латвийского общества русской культуры Елена Матьякубова считает, что практически любой человек не поддерживает войну, но некоторые теряются, так как воюют свои.

«Как я буду говорить, что это плохо? Это же получается против русских! Вот здесь, кто не мыслит другими понятиями, общечеловеческими понятиями и ценностями — вот для таких сделать выбор и сформулировать трудно. У него внутренний диссонанс. Война — это плохо. Россия начала военные действия — это плохо. Но я русский, это же русские! И что получается — мы плохо делаем?

— Можно это назвать попыткой абстрагироваться?

— Вполне. Психологи, наверное, часть списали бы именно на это. На защитную реакцию».

Кроме того, считает Елена Матьякубова, самое сложное для психики — это подвешенное состояние. Так что пропорции во мнениях скоро могут измениться.

Как сообщал Rus.LSM.lv, военное вторжение российских войск в Украину вызвало у части латвийского общества крайне негативные эмоциональные реакции, направленные на местных русскоязычных жителей. В том числе от нападок в этой связи страдают русские ученики латышских школ, а билингвальные школы упрекают в соцсетях в поддержке действий РФ.

Сразу резко осудил такую риторику только глава Кабинета министров Кришьянис Кариньш, но не глава государства. Лишь на десятый день войны президент Левитс публично заявил:

«Весь латвийский народ — вместе с Украиной, независимо от национальности или языка, на котором говорят в семье. Это неважно! Важно, что человек является патриотом Латвии, что он честный человек, который знает, что такое справедливость и права, который знает, что права нации на самоопределение священны.

Если еще в Латвии или других странах есть люди, заблудившиеся в пропаганде России, поможем им в спокойном разговоре раскрыть глаза. Главное, что мы едины и что народ Латвии един».

Долгое молчание президента об обострении межнациональных отношений в Латвии на фоне агрессии России против Украины вызвало недоумение у политологов и социологов.

Как сообщал Rus.LSM.lv, Россия атаковала Украину в ночь на 24 февраля.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное