«Насчет доступности онкологических услуг и лечения… Организационных ограничений практически не было. Но люди опасаются идти к врачу, потому что боятся заразиться Covid-19. Думаю, это основная причина, почему, люди не так охотно идут на профилактические обследования, на скрининговые программы.
Такое полное ограничение онкологической диагностики, исследований было только в начале 2020-го года, и оно продлилось пару месяцев. Так что в основном мы можем делать все обследования и предложить лечение», — ответил Янис Эглитис, руководитель кафедры онкологии и ассоциированный профессор Латвийского университета, председатель Латвийской ассоциации онкологов, на вопрос не снизилась ли доступность услуг для онкологических пациентов во время пандемии коронавируса.
По его словам, за последнее время сделано многое, чтобы улучшить лечение пациентов с соответствующими диагнозами, но сейчас надо активно работать с населением, поскольку мало что можно сделать, если люди ведут нездоровый образ жизни и не проходят обследования.
«Нам надо уделить больше внимания образованию населения, рассказывать о здоровом образе жизни и обеспечить хорошую посещаемость скрининговых программ — чтобы люди шли на исследования, а мы, соответственно, могли обнаруживать онкологические заболевания на ранних стадиях.
Это очень существенный фактор успеха: если болезнь есть, важно ее выявить на ранней стадии»,
— подчеркнул профессор.
Марцис Лея, руководитель научного отдела Рижской восточной клинической университетской больницы, заметил, что в Латвии сейчас больше всего случаев рака выявляет ранняя диагностика вне программ скрининга. Собственно, во время пандемии посещаемость таких программ снизилась и во многих других странах, но такие государства, как Нидерланды, Канада, Австралия, когда «ковидная» обстановка стала поспокойнее, провели кампании, чтобы целенаправленно привлечь тех пациентов, которых из-за Covid-19 не пришли на проверки, и им удалось компенсировать этот спад.
В Латвии это не делали, но, по мнению М. Леи, вряд ли это радикально могло ухудшить ситуацию, ведь посещаемость скрининга у нас и до этого была невысока.
«Но то, что пациенты с симптомами не обращались за помощью, может быть, опасаясь заразиться Covid-19, это точно»,
— сказал он.
Что касается скрининга, то он, сославшись на сделанные несколько лет расчеты заявил: для внедрения действительно качественной и эффективной системы надо вложить 20 миллионов евро и запастись терпением, потому что процесс займет минимум 10 лет.
«Но если мы эти деньги не вложим целенаправленно в эту систему, то мы не можем ожидать эффекта», — предупредил гость передачи.
Он отметил: хорошо, что в Латвии сейчас работает «зеленый коридор» для пациентов с подозрениями на злокачественную опухоль (он позволяет быстрее обычного пройти обследования для подтверждения или исключения диагноза), но в целом, бюджет отрасли очень мал по сравнению с другими странами, и эта нехватка денег касается всех видов диагностики, и лечения.
Гунита Берке, председатель правления общества поддержки онкологических пациентов Dzīvības koks, подтвердила, что во время пандемии Covid-19 люди стали гораздо менее охотно ходить на проверки из-за страха заразиться вирусом. Она считает, что фокус на ранней диагностике, в принципе, верен, но нельзя оставлять без внимания нужды тех, у кого рак на поздней стадии. Как нельзя и игнорировать тот факт, что для диагностики и лечения онкологических заболеваний нужно гораздо больше денег.
«Мы сейчас сосредоточились на ранней диагностике, на правильном образе жизни. И это на самом деле верно. Но мы мало обращаем внимание на психологию человека и на то, как жить, если тебе не повезло обнаружить рак на ранней стадии. [...]
Но и на поздней стадии рак можно лечить медикаментами. А в Латвии они очень часто недоступны.
Это ненормально, когда человек проходит все обследования, консилиум решает, что для качественного лечения нужен некий препарат, а его в Латвии нет в системе компенсируемых лекарств, человек, чтобы выжить, должен искать помощь через Ziedot.lv»,
— заявила Г. Берке.
Как сообщал Rus.LSM.lv, с этого года в Латвии работает «желтый коридор», то есть возможность пройти обследования вне общей очереди для пациентов с рецидивом онкологического заболевания после выздоровления или в период выздоровления. Еще одно важное изменение: государство начнет полностью оплачивать операции по реконструкции груди онкологическим пациенткам.
В бюджете 2022 года больше всего дополнительных средств, 130,5 млн евро, предназначено отрасли здравоохранения, из которых 49,8 миллиона планируется потратить на компенсируемые медикаменты, приборы и оборудование в сфере онкологии.
Как сообщал Rus.LSM.lv, ранее на портале manabalss.lv появилась петиция за увеличение госфинансирования на лечение онкологических заболеваний — на 28 миллионов евро в следующем году. На данный момент она собрала 13 тысяч подписей.
Ранее Rus.LSM.lv сообщал, что лечение онкологических заболеваний в Латвии находится на недостаточном уровне, и, по выражению главы Латвийской ассоциации онкологов-химиотерапевтов Айи Герини-Берзини, «бежит позади поезда»