У правительства Израиля четкого плана нет — экс-депутат Кнессета

Политическое руководство Государства Израиль на несколько лет опоздало с ликвидацией инфраструктуры, военных мощностей и лидеров террористов ХАМАС и «Хезболлы», а теперь, когда развернулись активные боевые действия, оно не имеет четкого перечня целей и плана выхода из военного сценария развития событий. Об этом заявила в передаче Латвийского радио 4 «Подробности» старший научный сотрудник Атлантического совета, в прошлом депутат Кнессета Ксения Светлова. Но в конце противостояния неизбежны какие-то дипломатические решения, считает она.

Посмотреть видеозапись передачи можно на YouTube

Террористическое нападение годичной давности — тяжелейшая трагедия в истории страны, «невыносимая дата» для семей погибших израильтян и похищенных ХАМАС заложников, говорит Светлова. Больно возвращаться в памяти к тем дням, и не менее больно осознавать, что еще 101 похищенный остается в руках ХАМАС, и половины из них уже нет в живых.

Израиль, по выражению Светловой, «воюет сейчас на семи фронтах одновременно», годовщина трагедии застала общество в разгар войны, и возможна еще более серьезная эскалация.

«Тяжелый год остался позади, и возможен еще более непростой год. Смотрите: Израиль практически весь этот год воюет. И ведет те войны, которые, по идее, должен был провести на несколько лет раньше. То, что ХАМАС вырос в такого монстра и успел построить свой подземный город под Газой... Всё это должно было быть пресечено, и уничтожение главарей ХАМАС, ликвидация их военных мощностей — всё это должно было произойти уже несколько лет назад.

Глава правительства [Биньямин Нетаньяху], который до сих пор является главой правительства, не торопился — он думал, что может договориться с ХАМАС и, может быть, задобрить деньгами и так далее, экономическим развитием. И вот к чему мы в итоге пришли».

Цели, которые были поставлены руководством страны, по оценке бывшего депутата израильского парламента, несовместимы друг с другом:

«Одна их этих целей — "полное уничтожение ХАМАС". Я, скажу прямо, не понимаю, что такое полное уничтожение ХАМАС; можно поставить целью ликвидацию его военных мощностей, и эта цель достигнута, в принципе: ХАМАС может изредка поднапрячься и куда-нибудь стрельнуть, но всем понятно, что по сравнению с тем, что они могли сделать год назад (три тысячи ракет за два часа запустить) — это, естественно, ничто.

Можно поставить цель ликвидировать властный эшелон ХАМАС, и частично эта цель достигнута. Но ХАМАС по-прежнему правит в Газе! Это прискорбно, и, к сожалению, тут уже дело не за военной операцией, а за дипломатией. Дипломатия — это естественное продолжение войны после того, как были достигнуты военные цели (а по данным ЦАХАЛ, они достигнуты). Это то самое время, чтобы начать вести переговоры с Палестинской автономией о ее возвращении в Сектор Газа, с арабскими странами о их помощи Палестинской автономии».

Вместо этого политическое руководство Израиля, по словам Ксении Светловой, «предпочло продолжать бесцельные хождения по кругу», войска стали возвращаться в те места, что уже были зачищены от ХАМАС, и при новых зачистках опять гибнут солдаты в Газе. Что касается происходящего на севере — Израиль ждал год, прежде чем так мощно ответить «Хезболле». Война с этой террористической группировкой только началась, но там цели гораздо более скромные:

«Вернуть граждан Израиля, жителей севера, в их дома. Сейчас многие тысячи людей — перемещенные лица, они живут в других районах, а их родные дома постоянно подвергаются обстрелам».

Насколько достижима эта цель сейчас, после ликвидации нескольких лидеров «Хезболлы», пока прогнозировать трудно, говорит Светлова, но быстрого решения тут не просматривается:

«Я не предвижу скорого возвращения жителей севера или юга в свои дома. Это всё потребует времени. Единственное, чего можно было бы сейчас добиться — опять же ценой непростых компромиссов, — это сделки с ХАМАс, которые стоили бы нашей стране немало, и возвращение части заложников (не думаю, что можно освободить всех). Быстрых решений у таких сложных проблем обычно не бывает».

Государство Израиль не может использовать месть в качестве оперативного плана, подчеркнула экс-депутат. Нужен план — к чему оно стремится, куда хочет прийти, какие у него цели.

«Этих целей сегодня, к сожалению, политическое руководство не ставит, не обозначает. В этом заключается наша проблема, и поэтому война еще будет продолжаться какое-то время. И в итоге мы все равно упремся в то, что необходимо дипломатическое решение».

Как писал LSM+, в годовщину нападения ХАМАС на Израиль в Латвии и других странах мира прошли траурные церемонии.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное