Банк Латвии снизил прогноз роста ВВП до 0,6% в этом году

Банк Латвии понизил прогноз роста валового внутреннего продукта (ВВП) на этот год с 1,8% до 0,6%, сообщил во вторник на организованной Банком Латвии дискуссии руководитель департамента монетарной политики Улдис Руткасте.

В то же время Банк Латвии снизил прогноз роста ВВП на 2025 год до 2,6% с 3,3%, а прогноз экономического роста на 2026 год — до 3% с 3,8%.

Банк Латвии пояснил, что понижение прогноза ВВП на 2024 год связано с более слабым, чем ожидалось, ростом в первой половине этого года, а также с пересмотром Центральным статистическим управлением предыдущих данных ВВП. По-прежнему осторожные настроения участников экономики позволяют предположить, что и во второй половине этого года рост будет более вялым.

Банк Латвии также отметил, что прогноз ВВП на 2025 год был снижен до 2,6% с 3,3%, прогнозировавшихся в июне, что отражает более скромный уровень частного потребления и инвестиций. Несмотря на стремительный рост реальной заработной платы, частное потребление в настоящее время сдерживается восстановлением сбережений после периода высокой инфляции. Копить, а не тратить, мотивируют и пессимистичные настроения потребителей.

«Экономика стоит на месте. В целом мы видим, что инфляция снижается. Центральные банки начинают снижать ставки, и это даст небольшой стимул. Во многом восстанавливается внешний спрос в других странах, и это может дать стимул нашему экспорту. Но я надеюсь, что и потребитель станет менее пессимистичным, ведь покупательская способность некоторое время растёт.

Сейчас люди создают накопления, и это понятно – рядом война. Но когда этот финансовый буфер будет восстановлен, надеюсь, что эти накопления выльются в траты»,

— сказал глава монетарного управления Банка Латвии Улдис Руткасте.

Кроме того, экономике очень не хватает инвесторов. Тут сказывается задержка в реализации проектов на средства еврофондов. Это значит, что нет европейских денег — нет и софинансирования со стороны государства. Бизнес делает меньше инвестиций. Меньше вкладывает в развитие, неохотно модернизирует производство, пояснил Руткасте:

«Это происходит меньше, чем в других странах Европы. Тут и пессимизм предпринимателей, и разные аспекты бизнес-среды. Но и то, что банковское финансирование было ограниченным. Мы уже давно об этом говорим».

Инвестиции сдерживаются не только задержками в реализации проектов, финансируемых ЕС, но и снижением рентабельности в ряде секторов и осторожностью кредиторов. Рост объемов нового кредитования возможен при более существенном снижении процентных ставок.

Из позитивного — проценты по ипотечным кредитам снижаются и в 95% случаев не превышают 2 процентов. Не считая Euribor. И в целом частное кредитование немного растёт.

Из не очень позитивного: зарплаты в Латвии растут намного быстрее производительности, а нехватка рабочей силы — всё еще больная тема.

«Литва намного эффективнее интегрировала в рынок труда украинских беженцев и привлекла людей из Беларуси, которые бежали от режима.

Если мы видим, что нас ждут какие-то большие строительные проекты и не хватает рабочей силы — нужно проактивно действовать, привлечь работников хотя бы на время.

Конечно, есть и внутренние резервы, но этих людей вовлечь в рынок труда всё труднее. Например, из-за состояния здоровья. Продолжительность здоровой жизни в Латвии одна из самых низких в ЕС. Вопрос миграции между регионами — всё еще не решен», — говорит Руткасте.

Переходя к прогнозу на 2026 год, Банк Латвии отметил, что, хотя рост ВВП будет обеспечиваться частным потреблением, инвестициями и экспортом, их рост будет медленнее, чем прогнозировалось в июне, причем более значительное влияние окажет ослабление конкурентоспособности.

Центробанк также уменьшил прогноз дефицита госбюджета на этот год. Согласно новым правилам Европейской комиссии, дефицит не должен превышать 3%. Латвия окажется на самой грани этого порога. Президент Банка Латвии Мартиньш Казакс пояснил: этот прогноз показывает, что государству всё ещё нужно быть осторожным с увеличением расходов, так как этот порог довольно узкий.

Что касается сокращения дефицита госбюджета, есть два варианта: либо увеличивать доходы, то есть налоги, либо сокращать государственные расходы. И, как говорят в Банке Латвии, учитывая значительный рост расходов с момента пандемии, есть потенциал для оптимизации.

Банк Латвии прогнозирует, что частное потребление в Латвии вырастет на 0,2% в этом году, на 2,4% в следующем году и на 3% в 2026 году, а государственное потребление вырастет на 11,3% в этом году, на 1,2% в следующем году и на 0,9% в 2026 году.

Руткасте отметил, что инвестиции продолжают оставаться слабыми.

По прогнозам Банка Латвии, в этом году инвестиции упадут на 4,2%, в 2025 году вырастут на 3,4%, а в 2026 году — на 4,9%.

Экспорт, с другой стороны, упадет на 2,1% в этом году, а в следующем ожидается рост на 1,2% и на 2,8% в 2026 году. В то же время, по прогнозам Банка Латвии, импорт в этом году упадет на 2,5%, в следующем году вырастет на 3%, а в 2026 году — на 3,2%.

Уже сообщалось, что в 2023 году ВВП Латвии вырос на 1,7%, согласно пересмотренным данным Центрального статистического управления, тогда как ранее сообщалось о сокращении на 0,3%.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное