Оскар — инструктор, преподает различные навыки, связанные и с курсами выживания, и с личностным развитием. Созданные им программы ориентированы на юношей, молодых мужчин и призваны помочь их эмоциональному и физическому взрослению. Особое внимание в программах уделено отношениям отцов и сыновей и формированию мужественности.
К курсам для «выживальщиков» Шпицкопф, по его словам, пришел после опыта в армии 20 лет назад: там довелось поучаствовать в приключенческих соревнованиях на природе, и это направление увлекло. Поход длился несколько суток, участникам состязаний приходилось испытывать постоянное напряжение и почти не удавалось спать. А так как это были еще и командные состязания, квест стал проверкой не только себя, но и товарищей.
«С тех пор у меня возникли хорошие контакты — друзья и знакомые, потому что перенесенные сообща трудности, победы и поражения создали такое братство и доверие, которого больше нигде не получить»,
— поясняет Оскар.
Инструктор подчеркивает, что он не испытывает границы своих возможностей в экстремальных и опасных для жизни обстоятельствах. Занятия направлены на преодоление себя, увеличение силы и выносливости, повседневное укрепление самодисциплины. Это способ двигаться вперед и не расслабляться по жизни, не быть пассивным — а не попытки проверить себя на грани жизни и смерти.
«Испытания и препятствия в жизни — это не плохо. Это ведет нас куда-то дальше», — считает Оскар. С такой идеей и разработал и ведет различные курсы по выживанию и личностному развитию. Нередко в лесу, в нетронутой дикой природе более или менее многочисленные компании проводят по несколько дней. Этот контраст многим помогает по возвращении намного больше ценить мягкую постель, дом, общество близких людей, вкусную еду, приготовленную домашними:
«Природа — это часть мужественности. Приехал домой — и у тебя снова есть этот женский мир, где есть дом, забота, еда, красота и милота — и всё это кажется намного ярче. В обыденности мы об этом не думаем, считаем чем-то самим собой разумеющимся».
Кроме того, проводимые Оскаром лагеря — для отцов с сыновьями. При пребывании на природе действует правило, что с утра до вечера участники ничего не едят. Даже вкусные заначки, положенные в рюкзак заботливой мамой.
Проживание чувства голода важно, поясняет Шпицкопф: современные дети, подростки, юноши слишком много съестного «подметают» просто так, в течение дня. Ощущение голода им просто незнакомо, и они не знают, как его терпеть и преодолевать. Между тем, среди принципов выживания наличие еды — последний пункт. Прежде всего необходим кислород, тепло, вода — и лишь затем еда.
Проголодавшимся участникам предлагается вечером добыть на охоте кролика, папа с сыном вместе его потом готовят:
«Так они начинают понимать смысл еды. То, что в действительности еда ценна — печеный в костре картофель, морковка, вот этот маленький кусочек мяса, бульон».
Вторая вещь, которой Оскар в своих лагерях учит молодежь — что за всё, что ты обычно ешь, кто-то заплатил. Во-первых, за продукты заплатили деньги родители. Во-вторых, чтобы у тебя был бургер, стейк или отбивная, кто-то из животных заплатил своей жизнью:
«Поэтому цени еду и не выбрасывай ее. Не будь расточителен! Учение через практический опыт — очень большая ценность и всё более редкая вещь сегодня. Но это — то, что происходит на наших мероприятиях», — говорит инструктор.
Трехдневные походы для подростков от 14 лет Оскар устраивает уже пять или шесть лет подряд. И все эти годы он задает ребятам вопрос: сколько часов вы в сутки проводите в телефоне? Говорит, пять лет назад его шокировало, что это было три-пять часов. Но сегодня такое — уже повсеместное явление, норма. Теперь ответ нередко — семь часов.
«Почему это плохо? Если посмотреть, то жизнь ведь не только о дигитализации. Жизнь — об общении с людьми, способности принимать решения, способности прежде всего о себе самом позаботиться.
Пока ты в квартире мамы и папы — с тобой все классно, но по сути, в таких условиях вырастает цифровое поколение, которое не способно о себе позаботиться».
По наблюдению Шпицкопфа, теперь у парней, которым в скором будущем предстоит вырасти в молодых мужчин, больше нет прежнего интереса к созданию отношений, семьи, рождению детей. Лично Оскара эта тенденция беспокоит, он считает, что в таком случае под вопросом — способность нации быть сильной, быть в состоянии множиться и развиваться.
Чтобы изменить что-то в умонастроениях молодежи, Шпицкопф с единомышленником Мареком Домбровским в 2016-м и создали Школу выживания. Оба с годами только сильнее убедились, что отношения отцов и сыновей могут быть решающими в развитии молодых ребят.
Но в Школе выживания Оскар устраивает и лагеря для мам с детьми. Именно по той причине, что многие дети растут без отцов, либо родители развелись. Развод, по словам Шпицкопфа, для личности ребенка — нечто такое, с чем он никогда прежде не сталкивался, это сравнимо со смертью близкого, потому что «он теряет нечто настолько важное, ценное и ничего не может поделать».
На вопрос, нужно ли навыки выживания, как в его лагерях, преподавать каким-то образом и с школах, инструктор сказал — было бы хорошо, но сейчас это маловероятно. Ведь эти умения добываются практическим путем. Можно великолепно отыскать нужную информацию в Интернете, составить и показать презентацию в классе. Но реальная жизнь шире стен кабинета:
«Когда ты в походе, у тебя дождь, возможно, ветер с моря, ты чувствуешь, что носки натирают ноги, чувствуешь боль в мышцах, голод и жажду. Этого ни одна презентация дать не может ни за одной школьной партой. Ни на каком канале в Youtube этого не покажут. Это можно ощутить, только когда проживаешь.
Сегодня уникальным становится проживать реальность, которая делает тебя сильнее как человека. Такое ощущение, что скоро это станет эксклюзивным».