Строительство на восточной границе: почему в ответе за нарушения только чиновники?

Семь уголовных дел заведено по фактам выявленных нарушений во время обустройства восточной границы. Но рубеж государства так до сих пор и не обустроен. Обвиняемые — чиновники. Никто из политиков и бывших министров не взял на себя ответственность за это. На это обратила внимание передача Atvērtie faili на Латвийском радио 1. Главные выводы коллег пересказала программа ЛР-4 «Домская площадь».

100 км построенного забора не соответствуют требованиям

На латвийско-российской границе в Лиепненской волости Алуксненского края идёт строительство пограничного забора. Представитель компании P un P Būvniecības grupa Марис Редманис показывает, что сделано с начала июня: «В основном одна бригада за день может построить из панелей 100 метров забора».

Генподрядчик на этих работах – Valsts nekustamie īpašumi. В конце 2021 года госпредприятие возводило забор на границе с Беларусью, который достроили этим летом. К концу года также будет готова и сопутствующая инфраструктура.

На границе с РФ забор должен был появиться уже в 2019 году.

Соответствующий договор Погранохрана заключила с дорожностроительным обществом Igate ещё в 2015 году. Госконтроль выявил нарушения, и стройка встала почти на 5 лет, но 100 км забора построить всё же успели. Правда, они не введены в эксплуатацию, так как не соответствуют проекту, и забор имеет меньший диаметр проволоки.

Кто и как будет устранять несоответствия проекту? Цена вопроса – несколько миллионов евро. Если это возьмут на себя Valsts nekustamie īpašumi, получится, что государство заплатит за одну и ту же работу дважды. Договор о строительстве, заключенный между Госпогранохраной и предприятием Igate, до сих пор в силе. Хотя компания уже ничего не строит, из проекта выходить не намерена и рвётся продолжить работу.

Камень преткновения в том, что Погранохрана в своё время приняла и оплатила работы, не соответствовавшие проекту.

И в Igate уверяют: строили согласно требованиям заказчика. Выходов из ситуации сейчас несколько – либо расторгнуть договор, либо мирным путем договориться о прекращении отношений. В прошлом году к строительству незаконченного участка подключились Valsts nekustamie īpašumi. Предстоит установить ограждение на протяжении 180 километров и проложить дороги для патрулирования. Осложняют строительство болотистая местность и погода. Работы на разных этапах ведут шесть строительных фирм. Комментирует член правления Valsts nekustamie īpašumi Елена Гаврилова: «План – до конца года завершить работы в сухих местах, а к октябрю следующего года закончить объект полностью. Продолжим работать над инфраструктурой, но первичная задача – строительство забора».

Семь уголовных дел, решений пока нет

Дело по дорожностроительному обществу Igate в суде уже два года. Обвиняются совладелец Igate Марис Пейланс, строительный надзиратель Валерий Блусс и бывшие сотрудники Погранохраны – Улдис Земмерс и Йоланта Кикуте. И это лишь одно из семи уголовных дел, возбужденных в связи с укреплением восточной границы.

Бывший начальник Пограничной службы Нормунд Гарбарс выступает в роли свидетеля, но его также обвиняют и в служебных нарушениях.

Также уголовные дела касаются закупки несоответствующих камер и датчиков.

Работников Госагентства снабжения судят за приобретение неправильной временной колючей проволоки для белорусской границы, а также за вырубку деревьев вблизи пограничной полосы.

Ни по одному из дел пока нет даже решения первой инстанции.

Постановление есть только в деле о вырубке и продаже принадлежащих государству деревьев, где судят владельца фирмы Avoti G Ивара Галиньша. Он вину не признает и обжаловал приговор в Латгальском окружном суде. Ещё два дела прекращены. Одно – о вырубке особо охраняемого леса, другое – против начальника погранохраны Гунтиса Пуятса.

Нарушения и неоправданные растраты, выявленные Госконтролем

Строительство на латвийско-российской границе обсуждали ещё 4 года назад. Тогда по итогам ревизии бывший госконтролер Элита Круминя указала на отсутствие контроля со стороны отраслевого министерства, и на произвол небывалого масштаба.

Проверка подтвердила, что на границе вырубили деревья, строительство пошло не по проекту, а застройщику заказали построить то, что не было предусмотрено закупкой.

Тогда – как подсчитали ревизоры – неправомерно было истрачено более 7 млн евро из госсредств.

Руководство Погранохраны в то время выявленные нарушения отрицало, никто не был снят с должности, а служебные расследования так ничем и не закончились. В вышеупомянутых уголовных делах, кроме бывшего начальника Погранохраны Нормунда Гарбарса, фигурируют чиновники Пограничной службы сравнительно низкого ранга.

Летом 2021 года на границе Латвии активизировались нелегальные мигранты. Поскольку были выявлены нарушения и произвол при строительных работах на границе с РФ, работы не велись и на границе с Беларусью. Там контракт тоже был заключен с компанией Igate.

Отсутствие забора и соответствующей инфраструктуры осложнило охрану границы.

Влиятельные политики тогда обвинили в проволочках строительных работ не чиновников и руководство МВД и его структур, а Госконтроль и ревизоров, выявивших несоответствия. Как тогда, так и сейчас Госконтроль с этим упреком не согласен. Ведомство не могло не отреагировать, говорит член совета Госконтроля Гатис Литвинс: «Если бы они вникли в ревизионный доклад, то увидели бы доказательства противоправных действий и халатности. Как например то, что поменяли условия проекта и заменили материалы на те, которые выгодны исполнителю работ. Это легкомысленное отношение к деньгам налогоплательщиков. И речь идёт о немалых суммах».

Вырубку деревьев вдоль границы пограничники объясняют тем, что это необходимо для прозрачности, однако, как отмечают в Госконтроле, эти места заросли кустарником и на прореживание постоянно нужны деньги. Или тропы для патрулирования – сделали из опилков, вместо того чтобы настелить деревянные, которые были предусмотрены проектом и служили бы дольше. Часть вырубленного лесоматериала при этом так и осталась невостребованной, что Госконтроль тоже посчитал непозволительным расточительством.

Эта ревизия во многом стала поворотной. Так был изменен механизм выполнения заказа и надзора за значимыми проектами.

Теперь работы ведут Valsts nekustamie īpašumi, а следит за выполнением Государственное бюро по контролю за строительством. Упорядочены законы, как строить границу и как государство зарабатывает на вырубленных деревьях.

Кто виноват?

Ревизия Госконтроля и уголовные дела, указывают на то, что ни Госагентство снабжения, ни Погранохрана, ни Министерство внутренних дел на старте не обладали необходимыми знаниями для реализации столь масштабного проекта. Нужные законы не были согласованы и за запутанным процессом никто толком не наблюдал. Пост министра внутренних дел на тот момент уже длительное время занимал Рихард Козловскис («Новое единство»). Не ушёл ли он от политической ответственности? Козловскис так не считает – говорит, на тот момент делал, что мог: «Криминальные процессы инициировала структура, которую я сам же и создал — Бюро внутренней безопасности. Тогда не было таких ресурсов, какие есть сейчас. Не было поддержки Valsts nekustamie īpašumi. Те структурные подразделения, которые у нас были – это Госагентство снабжения и Госпогранохрана».

Бюро внутренней безопасности МВД с 2019 года расследовало нарушения во время строительства на границе и позже сотрудничало с Госконтролем. Руководителем учреждения тогда был Валтер Мурниекс. Но летом прошлого года при тогдашнем министре внутренних дел Марисе Кучинскисе Мурниекс неожиданно лишился должности. Кучинскис объяснил это тем, что прежний срок в должности чиновника закончился, и продлевать его не стали.

На самом деле у Мурниекса не истек срок полномочий. Кабмин утвердил главу бюро в должности до 2025 года. Летом прошлого года Мурниекс достиг пенсионного возраста по выслуге лет – 50 лет. По закону, для продолжения работы требовалось одобрение министра. Но Кучинскис его не дал. Мурниекс оспорил отказ в суде. К делу в качестве доказательства был приложен записанный разговор между Мурниексом и Кучинскисом, в котором тогдашний министр намекал, что следователям Бюро внутренней безопасности МВД следовало бы закрывать глаза на нарушения закона.

Кучинскис же настаивает: его слова перевернули с ног на голову и не так поняли. В настоящее время возбужденное Валтером Мурниексом административное дело об отмене решения министра находится в Сенате. Обе судебные инстанции отклонили его иск.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное