Более высокий необлагаемый минимум — реальный стимул для тех пенсионеров, которые могут и хотят трудоустроиться, так они не потеряют в доходах, поясняет Калная:
«Такое решение позволит достаточно многим сениорам участвовать в рынке труда. Таким образом и будет удовлетворена потребность людей более старшего возраста чувствовать себя нужными и приносить благо обществу, и улучшится их финансовая ситуация».
Но все же, по мнению LSKA, для более активного трудоустройства пенсионеров требуется менять отношение общества и работодателей: к сожалению, до сих пор риск безработицы у людей уже со среднего возраста становится с годами выше, и это — следствие эйджизма (возрастной дискриминации).
«Нужно ведь учитывать, что уже сейчас почти пятая часть населения — это люди старше 65 лет. И в будущем эта доля станет лишь расти. С сокращением числа трудоспособных людей, с сокращением налоговых поступлений в масштабах страны должен увеличиваться экономический рост. Это значит, что нам уже сейчас нужно позаботиться о том, чтобы мотивировать свое «серебряное поколение» продолжать трудиться и после достижения пенсионного возраста», — поясняет Калная.
По оценке LSKA, ситуация, при которой на рынке труда наблюдается дефицит рабочей силы, умение работодателей должным образом реагировать на старение работников — важный фактор сохранения конкурентоспособности и производительности. Это миф, подчеркивает Калная, будто пожилые люди не могут освоить современные технологии или востребованные на рынке труда навыки:
«Это глупости! Сениоры способны выучитьcя так же хорошо, как более молодые люди, разница может быть лишь в методологии обучения. И сениоры не будут менее производительны,чем их коллеги помоложе. Да и опасения, будто они будут постоянно болеть, ошибочны».
Латвии необходима целенаправленная социальная политика для сокращения неблагоприятных последствий старения общества, настаивают в LSKA. Эту «стратегию нестарения» должны сообща разработать ответственные министерства, законодатель и негосударственный сектор. Пока же четко намеченного плана, опирающегося на конкретные шаги и финансирование из госбюджета, не хватает. Здесь Латвии не помешало бы позаимствовать опыт Финляндии и Дании, субсидирующих тех работодателей, которые трудоустраивают пожилых работников, указала Калная.