С Лилитой Бауге читатели Rus.LSM уже знакомы. Она руководитель Гавиезского хранилища древностей Atmiņu pūrs: прошлой весной рассказывала о заброшенном здании вокзала в Гавиезе, одной из станций Либаво-Роменской железной дороги. А в конце минувшего года показала нашим читателям интереснейшую выставку спичечных этикеток.
А по образованию Лилита — художник по текстилю, училась в Лиепайской школе прикладного искусства, затем в Латвийской академии художеств, работает в разных техниках. В коллективных выставках участвует давно, уже лет десять, ее работы выставлялись в Латвии, Беларуси, Польше, Испании. Было у Лилиты и несколько персональных выставок. А еще она проводит для взрослых и детей мастер-классы по батику, трафаретной печати и экопринту. Как раз в этой технике и создана новая выставка «Отпечаток» (Nospiedums), которую с сегодняшнего дня можно увидеть в лиепайской галерее Romas dārzs.
«Это не авторская техника, просто в Латвии она не слишком известна, в ней работают лишь несколько человек, но они не стремятся делиться информацией. Я года три назад увидела фотографии работ в технике экопринта, подумала: «Это безумно красиво! Как же это можно сделать?». И стала искать информацию. Оказалось, что на латышском об этом нет ни слова. Выяснила, что в Австралии есть человек, который экопринтом занимается, есть такие люди в Индии, Индонезии, Пакистане… В общем, собирала информацию по крупицам. Позвонила Иеве Крумине, своей преподавательнице из Академии художеств, она сказала, что нужна ржавая вода», — рассказывает Лилита Бауге.
Да, имелось в виду именно железо, залитое водой и давшее ржавчину. Потом этой водой надо пропитать ткань и обработать паром. Но, как говорит художница, эффект был слишком слабым, отпечатков на ткани почти не осталось. Последовали дальнейшие опыты и изыскания, разумеется, очень помогли знания работы с тканями и их окраской — и «отмычкой» стал сульфат железа. Первые опыты дали чересчур черные отпечатки. Лилита смеется — мол, перестаралась. Постепенно она освоила методику, и на выставке можно увидеть отпечатки, сделанные при разных концентрациях протравы.
Итак. Сначала собираются листья и другие части растений. Зеленые и свежие. Кладутся на ткань, чтобы имитировать листопад. Дальше в ход идет протравочная жидкость — и обработка паром свернутой в рулон ткани. Есть еще один метод: ткань закапывается в землю, и ей дают немного пропреть. На выставке есть одно такое полотнище — на нем четкие отпечатки земли и кирпичей. Всё это — результат долгих экспериментов, да и вообще методика трудоемкая. Руководитель Romas dārzs Астра Дзерве говорит, что такой выставки в галерее еще не было.
«Далеко не все листья дают отпечатки. Когда я только начинала экспериментировать, то радовалась — дубовые листья отпечатались, кленовые тоже. А листья томата вообще отпечатка не оставили! Какие-то листья дают только пятна без красивого контура. Так что каждый вид листьев, отпечатки которых попали на эти отрезы ткани, прошел проверку», — рассказывает Лилита.
Ткани художница использует только натуральные — шелк, вискоза, кашемир, хлопок, лён. Лилита старается давать материалу вторую жизнь — по возможности покупает не новую ткань, а, к примеру, старые простыни в секондах. Каждая ткань требует своего обращения. На выставке есть и «книжечка» — небольшие куски тканей разных фактур с отпечатками. Художница говорит, что это можно и нужно листать, смотреть и щупать.
«Я нарочно сделала не орнамент, а расположила листья так, будто они беспорядочно падали. Хотелось небольшого хаоса. Представьте, что вы идете по лесу, когда только началась пора листопада, влажные листья укрывают тропинки, чуть присыпаны таким привычным для нас песком… И вокруг никого нет», — говорит художница.
…Светлая ткань с буквально живым лиственным рисунком очень красиво смотрится на фоне бетонных стен выставочных залов. Кое-где Лилита развесила и обычные банные веники. Березовый, дубовый… Даже эвкалиптовый есть. Автор Rus.LSM улучил момент, когда рядом никого не было, стянул чертов респиратор и уткнулся носом в подсохшие листья. Запах головокружительный!.. Оформление выставки дополняют и звуки леса — птичий щебет, потрескивание веток, даже жутковатый волчий вой.
«Я живу на краю леса. А работаю под открытым небом, у костра. Ткань-то паром обрабатываю на живом огне. Рядом с домом три тысячи гектаров леса. Так что все эти звуки слышу постоянно. Музыка природы. И веники эти повесила, чтоб передать атмосферу рабочего процесса. Когда эти рулоны разворачиваешь, чувствуется именно приятный запах настоящей бани. Да, может быть, кому-то со стороны в процессе работы я напоминаю ведьму. Костер, варево непонятное… Но, в конце концов, имя Лилит тоже кое-что значит!» — смеется художница.
Эта выставка планировалась давно — еще в 2019-м, как раз незадолго до первой волны пандемии. Дважды переносилась. Вот, с третьего раза получилось.
Всем «листопадным» полотнищам с выставки можно найти вполне практическое применение. Ткани с таким рисунком годятся для оформления интерьера, на занавеси, скатерти, шали, да и одежду из них шить можно, Лилита говорит, что при первой стирке сразу после окраски ткань чуть теряет яркость, но потом уже такой и остается.
С художницей Лилитой Бауге можно будет встретиться в галерее Romas dārzs на улице Зивью, 3 через неделю, 22 января с 16.00 до 18.00.
Выставка «Отпечаток» (Nospiedums) открыта до 27 марта.