Из истории Курземе. Гавиезе, станция на исчезнувшей железной дороге

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Во времена Российской империи отсюда по железной дороге везли хлеб в Либавский порт. Во времена Первой республики — молоко и сахарную свеклу из множества хозяйств. В советское время пассажирские поезда ходили тут, почти как маршрутки — четырежды в день. А в 1997 году движение поездов из Лиепаи в Приекуле и Вайноде закрылось. С тех пор построенное больше века назад здание вокзальчика ветшает...

«Я сюда впервые приехала лет 14 назад. Здесь еще и рельсы были, и здание вокзала выглядело вполне прилично. Рельсы разобрали в 2012 году… А здание, сами видите, стало фактически развалинами. Крыша повреждена, отопления нет... У здания ведь нет статуса архитектурного памятника или индустриального наследия», — говорит Лилита Бауге, руководитель Гавиезского хранилища древностей Atmiņu pūrs, снимая замок с входной двери.

Внутри — запустение.

На пыльном окошке билетной кассы висит объявление, что с 18 августа 1997 года движение поездов на участках Лиепая-Вайноде и Лиепая-Приекуле прекращается.

В помещении кассы — сейф, дверца нараспашку. Рядом со старинной печкой сложена другая — вроде плиты в деревенском доме. Комнатка рядом была местом отдыха сотрудников. Над дверью с внутренней стороны — гнездо ласточки. Пола нет. Вообще.

«Несколько лет назад зимой в здешних местах временами было даже до минус 25-30 градусов. Один из жильцов разобрал деревянный пол и топил этими досками печку», — говорит Лилита.

Да, здание не полностью заброшено, на втором этаже четыре квартиры, две из них жилые. Одного из жильцов, Александра Михеева, мы встретили на улице.

«Как живется? Крыша течет, по стенкам всё это идет, все мокрое... Толщина стен 80 см, прогреть всё это, чтобы тепло было — замучаешься!» — сердится Александр. Рассказывает — ту самую печку-плиту в помещении кассы он и сложил, сам для нее всё и покупал. Еще латы в ходу были. В ответ на предложение сфотографировать смеется: «Меня тут все фотографируют! А я не люблю смотреть в объектив».

«Все» — это туристы. Недавно в Гробиньском крае разработали новые туристические маршруты, один как раз мимо бывшего вокзала и идет.

«С того момента, как сделали эти веломаршруты, народа тут много, каждые выходные люди приезжают. Это очень здорово! Туристы из разных мест, даже из Даугавпилса. Энтузиасты железных дорог интересуются. И я стараюсь усиливать интерес к нашей станции. Тем более, что 2021 год объявлен Европейским годом железных дорог», — говорит Лилита Бауге.

Несколько лет назад она написала проект, и они вдвоем с мужем привели в порядок окрестности, насколько сил хватило: очень уж все вокруг было заросшим и запущенным. А ведь

когда-то эта железнодорожная линия, которой больше нет, играла очень важную роль в хозяйственной жизни всей волости...

Экономический рост в Либаве начался в последние десятилетия XIX века, после открытия в 1871 году железнодорожной линии Либава-Вильно (Лиепая-Вильнюс), к 1876-му она протянулась до Ромны Полтавской губернии. Станция Гавиезе сначала называлась Гробинской, переименована была в 1904-м. Вероятно, в связи с введением в эксплуатацию узкоколейки Либава-Газенпот (Лиепая-Айзпуте) и в самом Гробине (Гробине) появилась одноименная станция. Здания вокзалов на линии Либава-Вильно появились сначала на станциях Прекульн (Приекуле) и Вайноден (Вайноде), а в 1908 году аналогичное здание отстроили и на станции Гавезен. Ну да — в Гавиезе.

В 1912 году Владимир Мейен выпустил огромный сборник «Статистико-экономическiй обзоръ мѣстностей, тяготѣющихъ к желѣзнымъ дорогамъ С.-Петербургскаго района». Открываем томъ VI: «Либаво-Роменская желѣзная дорога и узкоколейные подъѣздные пути: Перново-Ревельскiй, Лифляндскiй и Газенпотскiй», находим линию Либава-Кошедары, а потом и Гавезенскую волость Гробинского уезда.

В справочнике сообщается, что станция Гавезен расположена на 18-й версте в лесистой местности, вокруг много болот. Основное занятие местного населения — земледелие. Грузы на станцию — зерновые — поступают из двух имений Гавезенской волости. К примеру, уже в 1908-м со станции было отправлено 50,2 тыс. пудов грузов, а прибыло — 77,2 тыс. пудов. В 1911-1912 гг. в Гавезенской волости было 140 дворов, с общим числом жителей 2600 человек. Пассажиры, использующие станцию Гавезен — жители двух усадеб Гавезенской волости и части Тадайкенской волости.

В 1919-м году станция была переименована в Гавиезне (Gaviezne), а свое нынешнее имя носит с 1927 года. Но станция Гавезен- Gaviezne-Gavieze — не только здание вокзала, это целый комплекс.

«Вот этот красный деревянный дом построен первым, еще в 1906-м, тут жил станционный старший, отвечавший за хозяйственные вопросы, проще назвать его завхозом. Потом построили здание вокзала, в нем на втором этаже жил начальник станции. А последним появился вот этот зеленый деревянный  дом в стиле курортной архитектуры, он очень похож на дачи в районе Приморского парка в Лиепае. Здесь жил обслуживающий персонал. Еще у нас тут есть погреб и складское здание с рампой, в фундаменте камешками выложен год — 1896. А это наше сокровище — “керосиновая будка”. Пока электричество не провели, освещение ведь было керосиновым, у нас и в здании вокзала лампа такая есть. Домик особенный, кажется, таких в Латвии и не сохранилось почти. Это наш сундук с сокровищами», — показывает Лилита, открывая дверь.

Старинные фонари, таблички «Остановка локомотива» и «Остановка первого вагона», плакат, призывающий дежурного по станции четко выполнять свои обязанности, заряд к огнетушителю «Богатырь», запасные стекла к керосиновым лампам, таблица стоимости билетов и — портрет Ленина, куда без него... Правда, изрядно обгрызенный — то ли временем, то ли мышами. Есть и нечто вроде фонаря, на нем изображен череп с косточками и надпись «Заражено».

«А вот эти затемнители использовали во время войны. Когда летели бомбардировщики, ими закрывали окна, чтобы не выдать себя светом», — Лилита показывает длинные свертки в углу. И с улыбкой добавляет, указывая на паутину — мол, «нарочно ее не убираю, чтобы всё было именно заброшенным».

Гуляем по путям, точней, по тропинкам на месте рельсов.

«Отсюда метров 300 до старого железнодорожного моста. А вот здесь, возле склада, в 1970-х останавливался состав и прямо в вагоне показывали кино. Местные больше всего вспоминают продукцию Болливуда, индийские фильмы с песнями и танцами. Билет стоил 20 копеек!, — рассказывает Лилита. — Наша станция тоже в кино снималась. В 1971-м Алоиз Бренч снял фильм “Город под липами”, о том, как гитлеровцы в июне 1941-го остановили состав, всех беженцев высадили, сами в него погрузились и отправились обратно в осажденную Лиепаю. Эту операцию они назвали “Троянский конь”. Скоро будет юбилей и этого события, и фильма. У нас в Atmiņu pūrs есть и плакат советского времени об этой операции. Но

как знать, где в этой истории правда, а где пропаганда...».

В хранилище древностей Гавиезе — множество сокровищ. Вот, к примеру, металлические пластины, которые крепились на бидоны с молоком, на них выгравировано — с какого хутора и сколько молока помещается в этом бидоне, какой продавец в Лиепае должен встретить эти емкости, отправленные поездом. В Гавиезской волости было развитое молочное хозяйство. Это уже 1930-е годы. По железной дороге отправляли в Лиепаю дрова и лесоматериалы. В 1937-м 85% хозяйств в Гавиезской волости выращивали сахарную свеклу. Осенью со станции шли на Лиепайский сахарный завод товарняки, груженные сырьем.

Инструкции для путейцев 1922-го и 1934 годов. Издание 1937 года о железных дорогах. Толстая книга-справочник для железнодорожников на немецком и латышском языках. Издание 1943-го. С разговорниками. И нагрудный знак того же года выпуска. С гербом Латвии.

А вот вещи уже советских времен — красная фуражка железнодорожника, сигнальные флажки. Значки. Билетики 1947-48 гг. от Гавиезе до Вайноде. Цена — 7 рублей.

В 1970-80-е по этой линии курсировали четыре пассажирских поезда в день. Тогда вокзал получил звание самой чистой станции — об этом с гордостью рассказывала местная жительница Гунта Грибена, которая в те годы работала дежурной по станции. Еще одно воспоминание многих местных — раз в месяц на станцию прибывал не только кинотеатр, но и вагон-магазин, где можно было купить продукты и одежду.

Лилита достает всё новые и новые сокровища. И тут в хранилище древностей приходит Алма Кале — еще недавно именно она заведовала Atmiņu pūrs, Лилита сменила ее лишь в прошлом году.

«Станция действительно очень много значила для всей волости. Все дома в округе располагались не дальше шести километров от вокзала, то есть за час можно было пешком дойти. Для хозяйственной жизни сельчан такая близость к железной дороге была очень важна. И лиепайчане часто к нам приезжали, особенно осенью. У нас ведь в округе такие богатые леса! Столько грибов и ягод! Поезд курсировал четырежды в день, многие горожане приезжали к нам, чтобы отправиться в лес на 4-5 часов, а потом с полными корзинками вернуться домой. Когда линию закрыли, всё это пропало... О потерях для экономической жизни волости и говорить не приходится», — рассуждает Алма Кале. Добавляет: в советское время на станции был очень дружный коллектив, действительно как семья.

В начале 1990-х, точней, до 1995-го, ходил и дизель по маршруту Рига-Мажейкяй-Вайноде-Лиепая. С 1995-го остался только поезд Лиепая-Вайноде — два раза в день. 18 августа 1997 года движение пассажирских поездов на линии Лиепая-Приекуле было прекращено, годом позже закрылась и линия Лиепая-Вайноде. Многих местных жителей это побудило покинуть родные места. А здание вокзала, сто лет служившего верой и правдой, разрушается, будущее его туманно...

Неужели оно рискует остаться только в воспоминаниях и на красивой фотографии в книге Dzelzceļi Latvijā?

  • Rus.lsm.lv благодарит Лилиту Бауге за интереснейшую прогулку в прошлое.
Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное