«Годы и невзгоды» — латгальский музыкант о новом альбоме, сносе памятников и русском языке

Известная далеко за пределами Латгалии группа Dabasu Durovys («Дверь в небеса») 17 мая во Дворце культуры Даугавпилса презентует альбом Dīnys i nadīnys («Годы и невзгоды»). Это событие стало поводом для разговора с лидером команды, музыкантом, продюсером и историком Арнисом Слобожаниным. Начали с музыки, закончили нашей суровой реальностью.

Что вы хотите в первую очередь сказать о новом альбоме?

— Это шестой по счету. Как группа мы существуем с 2006 года — уже 18 лет. В прошлые годы мы выпускали песни из новых альбомов раньше, чем выходили сами альбомы; собственно альбомы были такими компиляциями из уже знакомых людям песен. Песня, клип, потом через пару месяцев еще одна песня и т. д., а в конце складываем всё в кучу — и альбом готов. В этот раз всё по-другому, более классично, что ли. Только две песни мы заранее дали послушать, остальные восемь — новинки, их никто не знает.

Название — вы очень удачно перевели как «Годы и невзгоды» — указывает на то, что бывают и хорошие, и плохие времена. Я про обложку хочу отдельно сказать. Там такой пейзаж — и его отражение, я бы сказал, теневое. В нашей жизни ведь тоже есть публичная сторона, а есть интимная, скрытая от посторонних глаз. Чем-то мы хотим делиться с другими, а что-то предпочитаем утаить. Это каждого касается.

С годами мне всё ближе становится католицизм. Я не хожу в церковь, но мышление у меня католическое. И на обложке есть силуэт церкви с крестом, но в отражении его нет. А вообще — что бы делал свет без тьмы? Тут я вспоминаю Воланда из «Мастера и Маргариты». Вот...

Всего десять песен, девять — на латгальском и одна, как я люблю говорить, на балтийском языке (имеется в виду латышский. — Л. В.).

Я песни создавал в разных местах мира. Например, «Другое солнце» написал у озера Байкал в 2019 году. Я ходил по разным священным местам, связанным с шаманизмом; нашел маленький остров на Байкале, где построен буддистский храм, там и написал эту песню.

Еще одну написал в Чехии, называется «Слишком много». Время такое было... странное: ковид, связанные с ним денежные проблемы — музыканты это остро почувствовали, проблемы в моей личной жизни... Всего слишком много — вот и родилась такая песня. Я тогда еще и учился в Чехии.

Некоторые песни написал в деревне Бозова (Лудзенский край. — Rus.LSM.lv), я там и сейчас нахожусь — в старом доме, где воспитывался.

Песня «Третья правда» появилась в Польше, идея такая — третью правду знает Бог или какая-нибудь другая высшая сила. Первая правда — у людей, вторая — у государства, третья — у Бога.

Есть песня, которая родилась, когда я вернулся из Индонезии. Там наблюдал интересные буддистские обряды, и родилась «Весна», в ней упоминаются боги других народов. Я много думал о разных религиях, но всё-таки на обложке альбома отобразил свою.

А что сейчас в деревне делаете?

— У меня тут дом, банька, пруд (смеется). Примерно через неделю начнется музыкальный сезон. Февраль и март обычно — пустые месяцы, и я стараюсь куда-нибудь уезжать — в теплые страны. В этом году месяц жил в Марокко, в прошлом году — в Индонезии. Сейчас готовлюсь к сезону, впереди много проектов — корпоративы, свадьбы, выступления в кафе и т. д. До октября всё забито, поэтому я в деревне набираюсь сил.

Вы режиссер документальных фильмов ( о некоторых Rus.LSM.lv писал тут, тут и тут). Есть ли какие-то новые идеи и проекты, связанные с кино?

— Я не совсем режиссер, я продюсер и своего рода модератор. Думаю, вы заметили два сезона латгальского сериала Fati, так вот это была моя идея. Первый сезон я делал вместе с Вадимом Богдановым, но в дальнейшем мы, к сожалению, не поладили, и второй сезон я делал без него. Третьего сезона пока не будет, мы посмотрим, какими будут рейтинги на Латвийском телевидении. Летом Fati-2 покажут по ТВ, и тогда решим — продолжать или что-то новое создавать.

Приближается День конгресса латышей Латгалии — 27 апреля. Это для вас как последовательного патриота Латгалии важная дата. В 2020 году, к примеру, вы сделали документальный фильм Laiki. Cylvāki. Volūda («Времена. Люди. Язык»). В этом году что-то планируется?

— В этом году будет посвященный конгрессу концерт Celīs, bruoļ! («Вставай, брат!»), он пройдет в Риге на концертной площадке VEF 25 апреля. Так мы отпразднуем, и этот концерт снимет Латвийское телевидение, в дальнейшем его, конечно же, покажут.

Теперь давайте сменим тему. Если не ошибаюсь, у вас есть украинские корни...

— Да, по отцовской линии.

Тогда всё ныне происходящее вы воспринимаете с особой болью...

— Я очень хочу, чтобы война поскорее закончилась. Россия напала, она должна уйти. Многое будет зависеть от выборов в США. Но, к сожалению, я думаю, что вернуть Крым не удастся. Плохо, что всё случилось в Украине. Всякая война — это про ресурсы, про власть, про деньги — ничего нового. Но страдают украинские люди... Нельзя было России нападать.

Вы никогда не отказывались говорить по-русски, в группе есть русские музыканты. Как вы относитесь к курсу на дерусификацию Латвии? Ответьте честно или вообще не отвечайте...

— Готов ответить совершенно честно. Я считаю, что снос памятников был правильным, но это могли сделать по-другому. Памятник в Риге давным-давно надо было убрать, мне он очень не нравился. Но есть люди, которым он важен. И вот они приехали к памятнику 9 мая, принесли цветы. Может быть, от души. А на следующий день варварски бульдозерами стали сносить цветы... Не знаю — представьте, что бабушку чью-нибудь похоронили, а на завтра цветы с могилы — на помойку... Некрасиво, и я этого не понимаю. Нужно было снести памятники, проявив уважение.

Вы правы, у меня никогда не было проблем с общением на русском языке. В магазинах я чаще говорю по-латышски, иногда и по-русски, я об этом даже и не думаю.

Латыши должны говорить по-латышски с продавцами, на работе и т. д., но стучать на тех, кто не говорит, не надо. Тут еще есть вопрос о латгальском языке: на нашу латгальскую культуру давят с двух сторон — и латышским языком, и русским. Мы всё-так другие латыши, и наш менталитет отличается от менталитета тех, кто живет в Курземе, Видземе или Риге.

Есть некоторые положительные вещи. При Левитсе появились дорожные указатели на латгальском языке. К примеру, заезжаешь в Бозова и видишь надпись по-латгальски Bozova. Или в Карсаву едешь — там надпись Kõrsava. Я чувствую, что меня в моей стране уважают.

Стоит ли закрывать общественные СМИ на русском языке?

— В каждой стране есть непростые ситуации. Я считаю, что СМИ на русском языке должны остаться, не надо их агрессивно закрывать. При этом я националист, но не радикальный.

Совсем не радикальный. Вам летом 40 лет стукнет...

— Да, к сожалению (смеется)

Ну, в таком случае еще будут поводы для сожаления — и 50, и 60, и ... Для вас юбилей — просто цифра или время подводить какие-то предварительные итоги?

— Я думаю, женщины сложнее переживают возраст. Я надеюсь, что от 40 до 50 у меня будут хорошие и продуктивные годы, у меня уйма планов, хочу их реализовать. Надо неминуемую смерть сделать другом и четко решить — что ты хочешь осуществить до ее наступления. Я, наверное, рано об этом говорю и при этом хочу многое сделать — и в своей деревне, и в музыке, и в кино. В отдаленной перспективе не исключаю и политику.

P.S. Группа Dabasu Durovys создана в 2006 году. В данный момент в ее составе: Арнис Слобожанин (голос и гитара), Александр Таманс (ударные). Валдис Рундзанс (бас-гитара), Марис Великс (гитара), Владимир Шувалов (клавишные) и Роман Сладзис (голос и гитара).

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное