Как и в августе, когда была демонтирована памятная табличка на месте, где 25 июня 1941 года был смертельно ранен генерал-майор Николай Дедаев, всё прошло без предварительного оповещения широкой общественности. Городской портал liepajniekiem.lv сообщил об этом в минувшую пятницу, перепостив информацию из Twittera Коммунального управления Лиепаи.
«Мы начали работы еще в среду с утра, в четверг к вечеру закончили. Никто ничего не знал, вся информация появилась лишь сегодня. Привезли чернозем и посеяли травку. Металлический рельеф памятника и доски сохранены – они признаны культурно-исторической ценностью – и будут переданы в Музей оккупации. Надо сказать, что металлические части сильно проржавели, кое-где были заменены пластмассовыми деталями», - рассказал в пятницу Rus.LSM.lv на условиях анонимности источник в Лиепайской думе.
По информации, имеющейся в распоряжении нашего портала, признанные ценными рельеф и доски памятника уже доставлены в Музей оккупации.
Часть фортов, ранее закрытая памятником, вся испещрена следами пуль. Это эхо Второй мировой, точней, самых первых дней, когда война пришла в Лиепаю в июне 1941-го.
«Это был центральный участок обороны, самый значимый в дни тех боев. Его еще называют восточным участком обороны. Командовал там генерал-майор береговой службы Иван Благовещенский, начальник военно-морского училища, расположенного в Каросте. Немцы шли со стороны Гробиня – два морских отряда, их командиры там свои головы и сложили. Оборона этого восточного участка в известной мере помогла отступлению советских войск. А Благовещенский был повешен в 1946-м вместе с Власовым. Тут надо пояснить. Командование военно-морской базы покинуло Лиепаю еще в первые дни обороны города. Погрузились на торпедные катера и ретировались. Была паника, стали взрывать минные склады, склады горюче-смазочных материалов, взорвали шесть подводных лодок и эсминец «Ленин».
Частично военные моряки перебрались в Таллин, там расстреляли беднягу капитан-лейтенанта Афанасьева, командира эсминца. На него фактически всех собак повесили, чтобы себя обелить. Дальше был легендарный Таллинский поход, когда весь Балтфлот ушел в Ленинград. Это для ясности картины. В 1942-м командующий Балтфлотом Владимир Трибуц предоставил командованию и Генштабу обширный отчет о боях под Лиепаей и чуть ли не как главного героя обороны города превозносил Благовещенского. Он тогда считался пропавшим без вести. Но во время отступления генерал-майор был ранен и его просто бросили где-то под Айзпуте. Айзсарги подобрали и сдали в плен. Благовещенский был оскорблен и перешел на службу к Власову», - рассказал Rus.LSM.lv военный историк Юрис Ракис.
Юрис Ракис предполагает, что перед тем, как строить мемориал в Старых фортах, какие-то глыбы от этих защитных сооружений были собраны и перемещены туда, где потом укрепили памятную табличку в честь Дедаева.
«Потому что, судя по картам крепости, там в царское время не было ни одного форта или другого сооружения», - пояснил военный историк.
Памятник в Старых фортах ставили в спешке – хотели успеть к 20-летию Победы. Это был 1965-й год, соответственно.
«Мечтали еще, что орден какой-то дадут на 20-летие Победы. И оказалось, что мало памятных мест в городе! Народная молва сообщала, что в Ленинграде очень много всего понаставили, и что-то оттуда привезли в Лиепаю – ну, там ведь были те же матросы, рабочие, медсестры, как и в Лиепае. Потому и надписи только на русском. Одна мемориальная доска была прямо на железнодорожной насыпи напротив Крепостного канала. Памятник, который сейчас демонтировали, был построен экономно – прямо на строительный кирпич прикрепили рельеф. «Вечный огонь» возле этого рельефа иногда зажигали. Там с торца вставлялся стандартный красный баллон пропан-бутана, горел он на круглые юбилеи. Но недолго, сколько там этого газа в баллоне», -- рассказал Юрис Ракис.
И еще пара слов о месте, где была мемориальная доска в честь генерал-майора Дедаева. Практически сразу после сноса там появились буквы Z. Сейчас их нет, все чисто.
В Лиепае остался еще один памятник, который предстоит снести до 15 ноября – это Памятник Защитникам Лиепаи или, как его называют в народе, «гранатометчик».