В качестве причины для роспуска Рижской думы съезд назвал системную неспособность столичного самоуправления обуздать коррупцию. Сам Герхардс в комментарии Latvijas Radio, данном около 15:30, указал: пока что идет следствие, а любое действие должно опираться на правовую основу. Его министерство уже несколько лет оценивает работу Рижской думы — в сотрудничестве с прокуратурой и Госконтролем. «В данный момент, однако, у меня на руках нет документа, подготовленного правового акта о роспуске Рижской думы, который я мог бы продвигать дальше», — пояснил Герхардс.
Министерство «разумеется, вмешается», если увидит для того основания.
В частности, если руководство думы станет нарушать законы или постановления суда или же если дальнейшая работа думы станет невозможной, заявил министр. Решения должны быть обоснованными, а не опирающимися на эмоции, подчеркнул он.
«Дума работает, способна принимать решения. Таков мой ответ на данный момент», — заявил Герхардс.
Однако в пресс-релизе, распространенном ведомством Герхардса около 18:00, позиция министра формулировалась уже иначе:
«Возмущение общества и вопросы относительно происходящего понятны — хотя и инициированное мэром заседание по выражению доверия в думе увенчалось победой [Ушакова], это вовсе не назначает, что доверие общества руководству самоуправления не подорвано в значительной степени. Это ясный сигнал избирателям. Нужно подчеркнуть, что уже всю эту неделю мы неотступно работаем над оценкой ситуации.
Если будет констатировано противоправное нарушение нормативных актов со стороны самоуправления, я незамедлительно инициирую в правительстве роспуск Рижской думы.
По моему мнению, ситуация в рижском самоуправлении является напряженной уже все последние годы, и поэтому
я считаю, что роспуск и досрочные выборы могут пойти на пользу Рижской думе».
Согласно релизу министерства, Герхардс пока не получил от правоохранительных органов никаких документов по делу. Он намерен запросить эту информацию и принять решение об ответственности должностных лиц самоуправления после ознакомления с ней.
Закон о самоуправлениях устанавливает, что Министерство регионального развития осуществляет надзор за деятельностью самоуправлений и может, например, проводить ревизии и требовать созыва экстренных заседаний думы. Министер имеет также право требовать отмены конкретных решений самоуправления, а также принимать ряд других мер, в числе которых отстранение главы самоуправления и даже инициирование роспуска думы. Решения министра можно оспорить в суде, а для роспуска думы необходим специальный закон, подготавливаемый правительством и принимаемый Сеймом. В последнем случае проводятся досрочные выборы либо, если до очередных выборов осталось менее 15 месяцев, Сейм назначает в самоуправление временную администрацию.
Как уже писал Rus.Lsm.lv, вчера Рижская дума на экстренном заседании всеми 32 голосами депутатов правящей городом коалиции выразила доверие мэру Риги Нилу Ушакову. Заседание было созвано самим мэром. Оппозиция, требовавшая созыва заседания с такой же повесткой дня, голосование бойкотировала. Причина, по которой Ушаков требовал выразить ему доверие, а оппозиция — недоверие, связана с коррупционным скандалом вокруг трех крупных тендеров Rīgas Satiksme, в которых участвовали польский и чешский поставщики. Все правление предприятия в полном составе ушло в отставку. В общей сложности 8 человек были задержаны (двое в Польше и шестеро в Латвии), вчера вечером суд санкционировал арест бывшего главы Rīgas Satiksme Леона Бемхенса.
Дело расследуется совместно латвийским Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB, БПБК) и польским Центральным антикоррупционным бюро. Согласно сообщению последнего, в деле фигурирует взятка в 800 тысяч евро. Начатый KNAB уголовный процесс касается закупки низкопольных трамваев в 2016 году, сумма которой составляла 62,6 млн евро, закупки троллейбусов в 2013 году на сумму 131,7 млн евро и закупки автобусов в 2013 году на 75,8 млн евро. Ранее KNAB подтвердил агентству LETA, что среди фигурантов дела есть не только должностные лица принадлежащего Рижской думе перевозчика Rīgas Satiksme, но и должностные лица самой думы. Их имена и процессуальный статус KNAB, ссылаясь на интересы следствия, не разглашает.