«Ясно, что риски существуют! Сейчас не констатированы такие попытки пересечения границы — но в любом случае, конечно, риск потоков беженцев неизбежен», — говорит министр.
Что касается политики, которой намерена придерживаться Латвия — то, по словам главы МВД, государство сейчас сталкивается с «большим давлением со стороны ЕС», что Козловскис рассматривает как дополнительный риск.
«В любом случае это, как они говорят, внешнее измерение — это самый существенный аспект, как мы знаем, и еще это работа с третьими странами. Которая довольно сложна, учитывая, что довольно непросто договориться с государствами и о приеме [нелегалов оттуда] обратно, и об остальных вопросах.
Но в любом случае, такой риск может снизить, по-моему, только то, что мы строго смотрим на охрану границы. Если говорить о Средиземноморье, там сложнее, море — гораздо больший вызов».
Для Латвии, по оценке главы МВД, главным риском притока нелегальных мигрантов остается граница с Беларусью. Открытым остается вопрос, как быть с возвращением беженцев в страну происхождения, когда эта страна не готова их принимать, прозвучало в передаче. Но государство не может не принять своих граждан, подчеркнул Козловскис:
«Может быть, не будет большого сотрудничества со стороны этих государств. Но если гражданин страны возвращается в нее, не впустить его с документами — я не знаю, как такое может произойти! Вопрос может быть насчет процедур, мощностей, того, как они будут возвращены, например, в такие страны, где еще идут вооруженные конфликты какие-то. Так что это — вызов».
Ясно, что процедуры следует ускорить, заявил министр внутренних дел. Потому что сейчас рассмотрение запроса о предоставлении об убежище в ЕС может длиться 6 месяцев. Страны-участницы сейчас работают над новым пакетом нормативных актов именно для ускорения этого процесса, сообщил Козловскис:
«Чтобы этим лицам, соответственно, не приходилось подолгу находиться в местах содержания просителей убежища. Цель, которой обязались достичь стран-участницы, намечена, но, как я говорил, в сегодняшних реалиях, когда ЕС сталкивается с тысячами мигрантов в день, это в любом случае — давление на ЕС в целом».
Козловскис отметил, что в существующей ситуации, когда «геополитика столь хрупкая», и с учетом войны в Украине и прочих рисков прогнозировать, что ждет Латвию, сложно. Но что касается террористической угрозы — тут Латвии, по его словам, ничто новое не грозит, спецслужбы мониторят ситуацию, и пока после вспышки терроризма на Ближнем Востоке государство справляется.
«Полагаю, мы в Латвии в этом случае (по сравнению с другими странами ЕС, где, как мы знаем, происходят различные насильственные демонстрации сторонников противоположных мнений) живем в довольно безопасной стране», — резюмировал Козловскис.
Как сообщалось, исламистская террористическая группировка ХАМАС, заправляющая в Секторе Газа, 7 октября устроила атаку на Израиль, убив более 1 300 человек, в основном гражданских. Одной из жертв нападения стала гражданка Латвии. Кроме того, террористы взяли около 200 заложников, и их судьба никому не известна. Латвия, как и другие страны Европы, устами первых лиц государства строго осудила действия террористов ХАМАС.
17 октября стало известно о трагическом инциденте: ракета ударила в больницу Аль-Ахли в Секторе Газа, убив множество людей (ХАМАС утверждал, будто речь может идти о сотнях жертв). Израильские военные выступили с опровержением информации, что по больнице стрелял ЦАХАЛ.