О том, насколько существенно может отличаться уровень и качество людей с инвалидностью в зависимости от самоуправления, рассказывает представитель Бюро омбудсмена Инета Резевска.
«Получив тревожные сигналы от негосударственных организаций о том, что их сотрудничество с самоуправлениями идет не очень успешно, мы призвали муниципалитеты активнее обеспечивать доступность жилья и среды для инвалидов.
Второй важный момент: мы уже давно наблюдали значительное неравенство среди самих самоуправлений. Поэтому обращаясь к муниципалитетам, Бюро омбудсмена также надеется получить более свежее представление о том, какова ситуация сейчас, после административно-территориальной реформы. Где выполняются требования об обеспечении жилья и среды, в каком объеме, как это менялось за последние пять лет; есть ли услуги, есть ли на них очереди, и если есть — как долго людям приходится ждать», — рассказала представитель Бюро омбудсмена Инета Резевска.
Так что сейчас ведомство хочет собрать информацию, проанализировать, обсудить с негосударственными организациями, правительством и разработать конкретные рекомендации. Да и в целом Бюро омбудсмена, по ее словам, сейчас пристально следит, что происходит в муниципалитетах после упомянутой реформы, и какова доступность услуг для жителей в разных частях страны. Потому что, в принципе, люди должны получать нужную помощь в одинаковом объеме — хоть в Лиепае, хоть в Дагде.
А сейчас такого даже близко нет, говорит глава общества инвалидов и их друзей Apeirons Ивар Балодис.
«Работая с деньгами, собранными во время [благотворительного марафона] Dod pieci, мы обнаружили, что не во всех самоуправлениях есть услуга по переоборудованию квартиры, установке пандуса или подъемника. И
если тебе не повезло жить в «правильном» самоуправлении, ты можешь в своей квартире остаться, как в тюрьме,
и у тебя нет никаких возможностей», — рассказал он Латвийскому радио 4.
Но даже там, где какая-то помощь предусмотрена, условия ее предоставления, доступные объемы очень отличаются.
«Например, в одном самоуправление помощь оказывается всем, но только в размере до 3 000 евро, в другом – только малоимущим, какие-то муниципалитеты помогают оборудовать только пандус, но если тебе нужен и пандус, и подъемник, и оборудовать свою квартиру, чтобы нормально попасть в туалет или приготовить еду, — такой возможности нет. Так что регулирование очень разное и такого не должно быть», — уверен И. Балодис.
Также он считает в корне неправильной типичную практику, когда человеку надо сначала идти к одному чиновнику, потом к другому, третьему, становиться в одну очередь, потом во вторую — так далее.
« Иногда просто невозможно понять, куда надо обращаться, чтобы достичь цели.
[…] Обязательно надо прекратить это безобразие, когда тебя посылают от одного чиновника к другому: если ты обратился в самоуправление, скажем, в социальную службу или в какую-то другую, ее работник уже сам должен задействовать муниципальные механизмы», — уверен глава Apeirons.
Ранее Ивар Балодис рассказал Латвийскому радио 4, что в некоторых самоуправлениях для получения необходимой инвалидам помощи надо пробиваться сквозь такой лес бюрократии, что многие вынуждены годами биться за свои права и не все находят силы дойти до победного конца.
Как сообщал Rus.LSM.lv, в Латвии до сих пор доступность поездов для инвалидов-колясочников обеспечена только на 10-ти железнодорожных станциях. При этом соответствующую услугу надо заказывать за 2-3 дня до поездки, точно спланировав не только время отбытия, но и время возвращения.
В январе 2021-го глава организации Sustento Гунта Анча рассказала Латвийскому радио 4, что в Латвии почти нет мест, где инвалиды физически могут подняться на сцену и даже в качестве зрителей в некоторые заведения не попасть.
Но чтобы попасть на поезд или в театр, надо сначала выйти из дома. А в Латвии, в том числе в Риге, есть инвалиды, которые годами и даже десятилетиями не могут выйти из дома — потому, что в их подъездах нет необходимых устройств для спуска и подъема на коляске.