Неделей ранее план был разослан представительствам стран-участниц ЕС, а накануне, 23 июня, презентован членам ЕС на заседании министерского уровня, прошедшем в Люксембурге под председательством главы МИД Латвии Эдгара Ринкевича. На официальном сайте МИДа Латвии сообщается лишь, что участники заседания «в ходе рабочего ланча обменялись мнениями о том, какие шаги необходимы для выполнения принятого в марте Европейским Советом решения по стратегической коммуникации».
В свою очередь российское агентство Интерфакс цитирует комментарий Ринкевича на пресс-конференции по итогам заседания: «Мы обсудили стратегию коммуникации». В плане отражены шаги, нацеленные на то, «чтобы сохранять единство в отражении кампаний дезинформации, призванных оказать давление на членов ЕС». Обсуждались также необходимые меры и инструменты, пересказывает Интерфакс сказанное министром.
План представляет собой 9 страниц, подготовленных в ведомстве главы внешнеполитической службы ЕС Федерики Могерини. По сведениям EU Observer, в документе содержится ряд констатаций: что «употребление и злоупотребление Россией инструментами коммуникации» сыграло важную роль в драматическом развитии политических и экономических событий, а также в изменении ситуации с безопасностью в странах, лежащих к востоку от ЕС. В качестве общих рекомендаций план Могерини предусматривает «продвижение политики ЕС» в бывших советских республиках, «поддержку независимой прессы» и «увеличение общественной бдительности в отношении дезинформационных действий внешних сил».
Из конкретных шагов предлагается создание специального отдела в ведомства Могерини. Структура получит название EastStratComTeam («восточная группа стратегической коммуникации») и должна заработать в полном объеме к сентябрю, начав вырабатывать «специально подготовленный материал для коммуникации по приоритетным вопросам», которым смогли бы пользоваться «политическое руководство ЕС, пресс-службы, представительства ЕС и государства-участники ЕС».
Материалы будут распространяться на русском и «местных языках» и «должны позволить гражданам с легкостью понять, что политические и экономические реформы, продвигаемые ЕС могут, со временем, оказать положительное влияние на их повседневную жизнь».
Вместо того, чтобы «разъяснять детали политических инциатив и программ ЕС, [эти материалы] должны ясно показывать блага, которые люди региона получат [от программ и инициатив]». Делать это следует «простым языком и на основании реальных историй успеха, которые вызовут отклик» у населения.
По каналам неправительственных организаций Евросоюзу предлагается «повышать настороженность общества в целом в отношении [российских] дезинформационных действий». При этом регулирование сферы масс-медиа останется в компетенции главным образом национальных органов — за одиним исключением: «ЕС будет работать над улучшением сотрудничества между национальными регуляторами» в целях надзора над некоторыми российскими СМИ (упоминаются RT и «Спутник»), которые используют корпункты в городах ЕС для распространения сфабрикованной информации и разжигания ненависти.
Насколько можно судить, единственным прикладным результатом трехмесячной работы станет создание «евроспецназа» из пиарщиков и специалистов по массовой коммуникации, о котором Rus.lsm.lv со ссылкой на Reuters сообщал еще в марте. Ранее на европейском уровне обсуждалась и теоретическая возможность открытия телевизионного канала и мультимедийной платформы на русском языке. Эта идея впервые была высказана еще осенью прошлого года, и уже в этом году получила поддержку в том числе и президента Украины Петра Порошенко. Однако достичь консенсуса относительно общеевропейского или хотя бы регионального балтийского проекта не удалось.