Цены на молочные продукты пугают покупателей еще с прошлого года. Ценники на «молочку» постоянно меняются, и отнюдь не в сторону уменьшения. Возмущены не только конечные потребители молока, но и крестьяне. Даце Пастаре приехала в Ригу из-под Валмиеры. В столичном магазине, у полок с молоком, она объясняет причины роста цен.
«Есть некая цепочка, мы не можем просто исключить одно звено. Это крестьянин, переработчик, продавец и покупатель. И крайние звенья этой цепочки — крестьянин и покупатель - заложники тех, кто посередине: переработчиков и продавцов. И никто не хочет отказываться от своей прибыли. Я считаю, что весь этот ажиотаж, который мы наблюдали в последние два года — чрезвычайное снижение цен и потом их резкое повышение — это спекуляции на мировом рынке», - считает Пастаре.
Дальше по цепочке — переработчики молока. Они кивают, в первую очередь, на закупочную цену на молоко — она с июля увеличилась на 70%. Судя по всему, с этим придется смириться — в обозримом будущем молоко не подешевеет. Правда, и цены на него, скорее всего, расти тоже не будут.
«Есть некоторые признаки, что на сегодняшний день цена на молоко как на сырье может немного снизиться. Такая ситуация на рынке постоянно, мы можем назвать это небольшим колебанием цен. Говорить о серьезном росте или падении мы не можем», - отмечает Латвийского центрального союза переработчиков молока Янис Шолкс.
Представители торговых сетей признают: цены на молочные продукты за последнее время повышались несколько раз. Но спрос все равно есть.
Между тем еще в начале этого года Совет по конкуренции заявлял, что для роста цен на молочные продукты нет никаких оснований. Правда, сейчас учреждение признает: основания все же были.
«После сообщения в прессе о повышении цен на молочную продукцию, мы начали такую экспресс-проверку… Она еще не закончилась. Да, действительно, в сентябре, как подтверждают переработчики молока, стало заметно повышение цен на сырье. Причем, некоторые заметили повышение цен еще в августе. В свою очередь, розничные сети зафиксировали повышение цен в сентябре-октябре», - рассказывает представитель Совета по конкуренции Юлия Линкевича.
Впрочем, в Совете говорят — теперь причин для роста цен точно нет.