«НДС – это источник доходов для государства. И когда государство должно оказывать поддержку, ему нужны средства, чтобы помочь человеку купить продукты питания», - сказала завотделом аналитики Министерства экономики Даце Зиле.
Руководитель Центрального союза производителей молочной продукции Янис Шолкс отметил, что его отрасль абсолютно поддерживает возможность снижения налога, о чем говорит уже несколько лет.
«Тут возникает ситуация. Мы сейчас говорим не только о молочной, а обо всей отрасли пищевой промышленности. Она серьезно страдает. И государству придется платить в любом случае – даже если придется поддерживать безработных и помогать развивать то, что может быть уничтожено. Наша идея проста – государство должно помочь сегодня, пока мы живы и можем работать. Чтобы мы вышли из кризиса живыми и продолжили развиваться. Чтобы создать ситуацию, в которой мы сможем платить государству налоги, чтобы оно могло возвращать долги.
Если же производство будет уничтожено, государство должно быть готовым к тому, что ему придется помогать пособиями тем, кто не сможет покупать продукты питания. Тогда продукты будут куплены – только нам это уже никак не поможет
Мы считает, что нужно повернуться к бизнесу и реальному производству, которые сейчас страдают», - сказал Шолкс.
Он отметил, что сейчас складывается ненормальная ситуация: чем больше предприятия продают на местном рынке, тем больше денег теряют, поскольку сейчас уровень цен – ниже себестоимости. «И если государство будет пособиями стимулировать рост объема продуктов, нам придется производить больше и больше доплачивать. Так мы только сокращаем период, который остался до нашего конца. Снижение НДС – один из реальных и сравнительно небольших шагов, который может очень нам помочь. Мы предоставили свои расчеты – но ответственные министерства подсчитали в Excel, что они теряют 60-70 млн евро. Да, на бумаге так и получается. Но мы предоставили свои расчеты, на которые нам говорят – вы не правы и ничего не понимаете!».
Экономист банка SEB Дайнис Гашпуйтис отметил, что снижение НДС на продукты скажется на их цене, но вопрос – насколько сильными будут изменения в ценниках на прилавках.
«Нам, как государству, однозначно придется помогать людям. И производителям. Вопрос, сколько мы готовы заплатить и какова цена этой помощи. Нужно смотреть в этом контексте. Вопрос не только в продовольствии, но и энергоносителях. Поэтому, если мы смотрим на НДС, я бы сказал, что это один из шагов, которые мы можем предпринять, чтобы повлиять на ситуацию, но это точно не первый шаг», - заявил экономист.
Как писал Rus.LSM.lv, еще до начала войны в Украине ЦСУ резюмировало, что настолько резкого подорожания продуктов, как в 2021-м, в Латвии не наблюдалось минимум десять лет. Как уже сообщал Rus.LSM.lv, стремительный рост цен на энергоресурсы стал одним из двигателей инфляции: по итогам октября она составила 6%, в ноябре - 7,5% в годовом исчислении. Такого роста цен в Латвии не фиксировалось со времен кризиса 2009-2010 годов.
Цены растут и теперь, уже в связи с геополитическими рисками, повлиявшими и на экономику. Россия атаковала Украину в ночь на 24 февраля. С тех пор продолжаются бои. Европа отреагировала на вторжение в Украину новыми пакетами беспрецедентных санкций против России. Прогнозируется, что они отразятся и на экономике ЕС и Латвии.