Латвийская экономика справится с санкциями и переориентируется — предприниматели

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Санкции в отношении России за военное вторжение в Украину фактически означают прекращение любых экономических отношений стран Запада в целом и Латвии с восточным соседом. В некоторых сферах этот разрыв будет довольно болезненным, а на простых жителях он отразится в виде роста цен и счетов – такие мнения озвучили эксперты в эфире программы «Открытый вопрос» Латвийского радио 4.

Профессор Латвийского университета, экономист и председатель Совета по фискальной дисциплине Инна Штейнбук признала, что санкции скажутся на экономике Латвии. На протяжении последних десяти лет доля латвийского экспорта в Россию составляла около 9%. «Это относительно много. Мы должны сюда прибавить еще Беларусь и Украину. Беларусь находится под санкциями, экспорт туда составляет около полутора процентов. Доля экспорта в Украину – тоже около полутора процентов. Она сейчас находится в состоянии войны и вряд ли сможет нормально торговать», - пояснила Инна Штейнбук.

Она отметила, что многие товары, которые Латвия поставляла в Россию, были не прямым экспортом, а реэкспортом. «Это доходы оптовой торговли и логистики. Но если посмотреть, например, на сферу производства лекарств – доля рынка наших предприятий в России составляла около 17%. Это больно».

Поскольку часть российских банков находится под санкциями, торговля будет сильно затруднена – ведь будет трудно рассчитаться за полученные товары. «И отключения будут продолжаться. Это затрудняет и замедляет расчеты. И когда рушится рубль, трудно произвести расчеты. Поэтому торговля точно пострадает», - признала Инна Штейнбук.

Болезненный удар, считает она, будет нанесен и по отрасли туризма, поскольку Латвия была излюбленным местом отдыха для россиян. И хотя пандемия изменила эти тенденции, «все ждали, что она закончится, а люди начнут отдыхать. Но с туристами будет очень плохо», - прогнозирует профессор.

Кроме того, отметила Инна Штейнбук, рост цен продолжится, что приведет к подорожанию энергоресурсов, топлива. «Поэтому нам всем нужно считаться с тем, что будут расти счета», - сказала Инна Штейнбук.

Латвийскому бизнесу тоже придется переориентироваться, признал руководитель Партнерства строительных предприятий Гинтс Микелсонс. «В латвийские предприниматели, и крупные, и средние, должны фокусироваться на других рынках экспорта и импорта. Самое главное – переориентироваться. Уже сейчас известно, что в связи с санкциями «Северсталь» прекращает экспорт в Евросоюз. И в Латвии импорт металла станет большой проблемой, поскольку в этой сфере есть зависимость от России, откуда шло около 60% металла. У строительной отрасли в связи с этим возникнут проблемы», - говорит Микелсонс.

Председатель совета ассоциации предприятий машиностроения и металлообработки Иварс Эниньш призвал определиться, что

экономическое сотрудничество с Россией прекращается.

«Каждое предприятие должно трезво оценить свои действия, экспорт, поставки со стороны России. И искать варианты, как этой ситуации выжить. Самый больной вопрос, конечно, это поставки металла из России. Но мы уже в предыдущие годы научились и из России поставляется не 100% металла. Есть поставки из стран ЕС, из третьих стран. Существуют и находятся разные альтернативы, так что выживание будет», - уверен Иварс Эниньш.

Финансист Гирт Рунгайнис высказал мнение, что в краткосрочной перспективе конкурентоспособность латвийских предприятий может снизиться – из-за дороговизны производства. Он отметил, что на долю экспорта и импорта с конфликтующими сторонами приходится около 10% от их общего объема, и некоторые позиции для Латвии будут весьма чувствительными. В частности, Рунгайнис предсказывает сложности не только с покупкой металла, но и досок.

«Те, кто что-то продавал в России, должны будут продавать в других местах. Предприятий, которые концентрируются только на восток, уже не осталось. И если остались, переориентация произойдет 100%», - считает Рунгайнис.

«Производить придется при более дорогом газе, электричестве, металле и других составляющих. Но латвийская экономика сейчас сильна, сильнее, чем она была в 2008 году. Мы сейчас и сами много производим и экспортируем. Так что с этим мы разберемся, но на конкурентоспособности будет сказываться дороговизна производства, потому что энергия будет дороже», - сказал Рунгайнис.

Финансист признал, что

западный мир перестроится и сможет за это заплатить.

Это, конечно, приведет к дополнительной инфляции и стресса для всей системы, а также на какой-то момент снизит конкурентоспособность латвийских предприятий.

«Единственная относительно хорошая вещь: до всего этого были прогнозы, что латвийская экономика может перегреться, что было видно по подъему рынка недвижимости. Но сейчас этого явно не произойдет. Деньги есть – в банках, у населения, у предприятия. Есть деньги, выделенные на восстановление после пандемии. И будут выделены средства на переоборудование и изменение решений, чтобы строить терминалы для сжиженного газа, возможно, атомные станции. У меня нет сомнений, что для Запада это неприятно, это дорого. Но Запад войну не хотел», - заявил Гирт Рунгайнис.

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное