Он рассказал, что правительство «на финальной стадии привлечения консультантов», которые проанализируют необходимость и возможность купить часть газохранилища, а также цену. Министр не раскрыл, кто именно будет консультировать государство, указал только, что это «игроки высокого класса на этом рынке». Привлекать ли их, решит правительство.
Однако пока Латвия работает над созданием единого Балтийского газового рынка: если бы он существовал, правительству не пришлось бы использовать право первой руки и покупать часть газохранилища. Но, если рынок не будет функционировать, властям придется вмешаться, пояснил министр.
Ашераденс также отметил, что хранилище не могут покупать те, что занимается приобретением или торговлей газом. Есть два вида потенциальных покупателей: во-первых, профессиональные операторы, и в Европе много таких, кто даже отдаленно не связан с российским «Газпромом», и с представителями уже состоялось несколько встреч.
Второй вариант — финансовые инвесторы, и их круг достаточно широк: начиная от игроков мирового уровня и заканчивая венчурными фондами.
Как уже писал Rus.Lsm.lv, 3 апреля 2017 года в Латвии окончилась монополия на поставку и распределение газа, которой ранее обладало предприятие Latvijas Gāze. От LG было отделено предприятие по транспортировке и хранению газа Conexus Baltic Grid. Это позволяет практически любой фирме использовать латвийские газопроводы и торговать газом. До сих пор эксперты допускали, что после либерализации рынка счета за газ для частных потребителей останутся примерно на прежнем уровне: сам газ может подешеветь, но доставка подорожает, что нивелирует весь ценовой эффект.
Однако открытие газового рынка в Латвии может преподнести неприятные сюрпризы для газохранилища в Инчукалнсе.
В апреле Rus.Lsm.lv вспоминал, какой была обстановка вокруг монополиста Latvijas gāze до приватизации и на первом ее этапе, когда начинался 20-летний путь к недавно завершившейся либерализации газового рынка. История приватизации Latvijas Gāze — это в том числе рассказ о том, как российские и немецкие инвесторы долго бились «в кровь» за контрольный пакет акций. А решили их спор «ребята из Вентспилса».
В самом конце приватизации Latvijas Gāze кое-что перепало и народу. В 2002 году последние 3% акций LG продали жителям Латвии — по смешной цене. Правда, есть серьезные подозрения, что выиграли в основном спекулянты.
«Для LG как для торговца газом следующие несколько лет станут большой проверкой, — считает Гатис Абеле. — На мой взгляд, компания готова к конкуренции. Что нужно для успешной работы? Финансовые ресурсы, клиентская база, профессиональные кадры. У LG есть все. Второй плюс LG — хорошие договоры о поставках из России — в силу исторических отношений, акционеры ведь связаны», — говорит член совета Регулятора Гатис Абеле.