«Никто не хочет, извините за такое слово, в сарае работать! Он хочет, чтобы у него были хорошие рабочие помещения, туалет, душ и остальное. Особенно молодые люди — они очень смотрят, в какое место они приходят, какая их окружает среда и где приходится работать, какие там условия»,
— сказал Гринбергс.
Заработки пожарных-спасателей зависят от того, сколько ночных часов у них было в месяц, сколько отдежурено смен, занимались ли они, например, водолазными работами. Но в среднем у них в месяц выходит около 900 евро на руки, сообщил замначальника службы.
«Большая проблема — водители! Мы тут очень неконкурентоспособны: у нас особые машины, для некоторых транспортных средств нужны водительские права категории СЕ (потому что нужен прицеп). Уговорить у нас работать водителя на такую зарплату не так уж легко...»
Что касается инфраструктуры, то, по оценке Гринбергса, реновированных депо — лишь около 10%. Состояние остальных лучше или хуже в зависимости от года постройки.
«Сейчас и техника ведь совсем другая! Не вся новая техника даже может быть помещена в те гаражи, те помещения, где она должна быть. Очень нелегкий труд все это спланировать, чтобы все это как можно лучше работало».
На вопрос ведущего «ТЧК» Алексея Дунды, сколько нужно прибавить к зарплатам пожарных, чтобы кадровую проблему решить, Гринбергс признал — это плюс 30%, то есть чтобы пожарный получал 1200 евро в месяц на руки. И опять-таки, это еще не станет решением проблемы в целом:
«Понимаете, если сегодня эту прибавку дать — прямо завтра никто еще не придет. Сейчас мы уже имеем дело с последствиями. Чтобы мы могли работу улучшить, это финансирование должно быть не только в следующем году — оно должно быть и через пять лет, и через десять, и меняться соответственно ситуации на рынке труда»,
— считает замначальника ГПСС.
Еще один участник передачи, член правления Латвийского профсоюза пожарных Эгил Ульянов, привел пример: пожарный отслужил 30 лет, и его последняя прибавка к зарплате составила 8,8%. При этом внутреннее бюро безопасности ГПСС разрослось до шести человек, и там прибавка составила 30%:
«Если я владелец предприятия, и у меня не хватает шоферов — я же не прибавлю зарплату себе! Я прибавлю зарплату шоферам, чтобы люди приходили ко мне работать.
Я считаю, имеющиеся средства тоже распределяются нерационально, и нужно проводить очень большие реформы по всех структурах внутренних дел. И в полиции, потому что там нехватка еще больше, там скоро общество может ждать самосуд и анархия. Будет так: кто больше заплатит своей службе безопасности, частным полицейским...»
Янис Гринбергс возразил, что как раз водителям ГПСС в этом году оклады были повышены, именно из-за явного дефицита кадров:
«Их зарплата соответствовала на тот момент зарплате заместителя командира взвода! Тогда тоже было недовольство: что вот, человек с каким-то образованием и ответственностью получает лишь чуть больше, чем водитель».
Какие-то результаты это дало, но нехватка водителей сохраняется, сказал он.
Как писал Rus.LSM.lv, недавно ГПСС заявила, что из-за нехватки работников временно приостанавливает работу 18 менее загруженных пожарных постов, а их сотрудники будут переведены в другие подразделения.
В настоящее время в ГПСС вакантны 12% мест и не хватает почти 400 сотрудников. Министр внутренних дел Кристап Эклонс заявил, что для решения кадровых и прочих проблем в органах внутренних дел необходимо привязать финансирование МВД к определенному проценту ВВП, как это уже сделано с финансированием Минобороны. По оценке министра, на эти цели необходимо выделять 2,5% ВВП (тогда как сейчас ежегодный бюджет отрасли не превышает 1,4% ВВП).
Подробнее — в видеозаписи передачи «ТЧК».