«Зная то, что происходит с теплицами, где выращивают овощи, зная, насколько у них подорожала себестоимость, можно понять, почему такой рост», — прокомментировал Каспар Мелнис появившуюся в социальных сетях фотографию с огурцами, под которыми красуется ценник «25 евро/кг, новый урожай».
Он признал, что воспринимать такое непросто, но теплицам сейчас невероятно трудно, учитывая расходы на газ и электричество.
Допустим, 25 евро за килограмм огурцов — это несколько экстремальное явление. Но, учитывая то, что происходит с ценами на энергоносители, и общую инфляцию, стоит ли ждать дальнейшего и еще более всеохватного роста цен на продовольствие?
«Я бы сказал, обязательно.
Те цены, которые мы сейчас видим в магазинах, отстают от реальной ситуации, от того, что происходит с себестоимостью на стороне производителя. […] Это если не начало, то в лучшем случае середина, но точно не конец подъема.
Все будет только идти вверх», — ответил член правления LOSP.
По его словам, все имеющие вес для производства продуктов питания только дорожают — причем, дорожают сильно: газ, электроэнергия, топливо, удобрения, семена и зерно. Да, с электричеством правительство сейчас протянуло руку помощи, начав субсидировать расходы на компонент обязательной закупки и на распределение электроэнергии. Но, во-первых, это только один компонент, а, во-вторых, субсидии — временные.
«Нет никаких таких компонентов, на которые можно посмотреть и сказать — о, вот там дешевеет»,
— заявил гость передачи.
По его словам, страдают все отрасли сельскохозяйственного производства, страдают и заводы, перерабатывающие то, что поставляют наши крестьяне.
«Скажем, в молочной отрасли по сравнению с прошлым годом рост издержек — примерно на 50%, если брать корм, горючее и так далее. Очень тяжелая ситуация у свиноводов, потому что у них точно так же поднялись все расходы, но при этом у них цены вообще никакой нет, так как свинины на европейском рынке слишком много.
Там отрасль реально борется за выживание.
Смотрим на овощи. Те же теплицы: электроэнергия, газ пошли вверх… Семена — наполовину дороже. Минеральные удобрения вообще почти не получить — цены почти втрое выросли. Даже трудно сказать, есть ли область, где что-то пошло вниз», — описал К. Мелнис то, что происходит с издержками у производителей сельхозпродукции.
В последнее время многие отраслевые объединения сельскохозяйственной продукции, продуктов питания сообщают о том, что уже не могут компенсировать рост издержек, который происходит по всем фронтам. « Если вырос только один компонент, составляющий продукт, то ещё ничего, можно перетерпеть. Но сейчас поднялись цены на всё!» — в декабре заявила Латвийскому радио 4 Инара Шуре, председатель совета Латвийской федерации продовольственных предприятий.
В начале глава Центрального союза молочной промышленности Янис Шолкс признал, что цены на продукцию отрасли, которую он представляет, давно не покрывают возросшие расходы и потому, если не подоспеет помощь государства, в ней возможны банкротства.
Свиноводы же, как упомянул Каспар Мелнис, страдают еще и от того, что в Европе — перепроизводство свинины, и ее цена еще в прошлом году опустилась ниже себестоимости производства.
Потребительские цены в январе этого года были на 7,4% выше, чем в том же месяце 2021-го, свидетельствуют данные Центрального статистического управления.