Сегодня, когда очень многие проблемы в сфере госбезопасности и разногласия в латвийском обществе вскрыла война, начатая РФ в Украине, много говорится об ошибках, допущенных в сфере общественной интеграции. Начиная с представления, что научение госязыку укрепит в жителях страны чувство принадлежности и лояльности Латвии, прозвучало в эфире LTV. Фонд общественной интеграции, со своей стороны, напоминает, что сплоченное общество не создать за считанные месяцы, и в этот труд должны внести свою лепту все институции — и государственные и муниципальные учреждения, и СМИ, и негосударственные организации, и каждый житель Латвии лично.
Из списка самых неотложных дел Пуце назвала решение вопросов о госязыке и о межкультурных связях, потому что это связано с госбезопасностью, и одновременно это, по ее оценке — «самое легкое, что предстоит сделать, поскольку для этого достаточно наличия политической воли». В долгосрочном же аспекте, считает она, нужно синхронизировать планы, связанные с интеграцией — и конечно, потребуется «соответствующее масштабам проблем финансирование».
«Конечно, часто звучит «очень просто — дайте денег, и всё произойдет», но в данном случае так и есть! Если мы посмотрим, например, на общественную интеграцию в том самом этническом аспекте, то изо всего большого бюджета Фонда общественной интеграции для всех организаций нацменьшинств в Латвии выделено 30 тысяч евро.
Думаю, любой человек, который когда-нибудь что-то организовывал, понимает, во сколько один проект может обойтись негосударственной организации. Этого, конечно, очень, очень недостаточно!»
Радует, говорит Пуце, что в проект правительственной декларации «включен аспект так называемой политической нации»:
«Мы хотим особо привлечь к этому внимание. Сплоченность, хотя ранее, вероятно, больше выделялся этнический аспект — это вопрос не только этнический. (..) В самой основе это включение в общество и этнических меньшинств, и социально незащищенных групп. В обществе очень выражены стереотипы, есть дискриминируемые группы, малозащищенные группы. Это — та вещь, с которой нам нужно работать».
То, что в обществе живучи стереотипы и предрассудки в отношении отдельных групп жителей, тоже раскалывает его, подчеркнула Пуце. Различные учреждения работают над их искоренением, проводя всякие кампании — но именно в этой сфере крайне важен личный вклад всех и каждого в Латвии, неравнодушие к негативным высказываниям и готовность их пресекать — в том числе умение поймать на негативных мыслях самого себя и вовремя остановиться, пояснила специалист.
В Латвии вопросами, связанными с интеграцией, занимается разрозненно несколько министерств, рассказала представитель фонда. Минблаг — инвалидами, Минобразования — контролем выполнения требований закона о госязыке, МВД — беженцами.
«Но чего здесь не хватает, это механизма координации! Чтобы все эти множественные планы, которые у нас действительно есть, обозревала одна институция, а не тащило кусок одеяла каждое ведомство в свою сторону. Это крайне важно, чтобы у нас был единый курс, куда мы двигаемся. Не могу назвать, какое из ответственных министерств, но какое-то одно могло бы взять это на себя.
В свою очередь, если мы говорим об изучении госязыка, где очень похожая ситуация (у нас пятьсот институций отвечает за обучение ему почти восьми выделенных групп населения!), то здесь, да, я вижу, что это мог бы быть Фонд общественной интеграции, потому что мы уже это делаем. Например, сейчас — касательно граждан Украины. У нас довольно хорошо получается, и мы видим, что это намного эффективнее и «клиентоориентированнее», человек хоть знает, куда ему обращаться! До сих пор, честно говоря, мы не могли этого сказать, не зная, каков его статус: он латвийский гражданин, или негражданин, или гражданин ЕС, или другой иностранец».
Как писал Rus.LSM.lv, по оценке Владислава Волкова, ведущего научного сотрудника Института философии и социологии Латвийского университета, жители Латвии боятся говорить о политике, касающейся нацменьшинств, национальной идентичности и т.п., и это нежелание высказываться возникло отнюдь не после 24 февраля 2022 года, такая тенденция просматривается уже 5-6 лет и является следствием политики государства. Волков указал, что в стране остро не хватает дискуссий, исследований на эти темы: после того, как Латвия вступила в ЕС в 2004 году, исследования по этнополитической проблематике у нас практически сошли на нет.