Симсоне рассказала, что из года в год наблюдается небольшое увеличение безработицы в зимний период, потому что заканчивается сезон сельских полевых работ. На общую ситуацию с занятостью это влияет мало:
«Хорошая новость в том, что мы вернулись почти к уровню безработицы предпандемийного времени. И в целом она снижается, а тот небольшой прирост, что обычно наблюдается осенью и зимой — латвийский рынок труда подвержен влиянию сезонности, и следует сказать, мы последние пару лет наблюдаем, что эта сезонность проявляется намного позже, чем это происходило ранее».
По данным Госагентства занятости на начало ноября, ниже всего безработица в Риге (4,2% трудоспособного населения) и Рижском регионе (4,2%), а выше всего — традиционно в Латгалии (12,6%, причем там наблюдается отрыв в два раза от среднего по стране показателя). Вплоть до начала ноября, по словам Симсоне, безработица в стране снижалась.
«Уровень безработицы уменьшился по всей стране, в том числе в Латгальском регионе. И он уменьшился за счет роста занятости. Значит, и в Латгалии люди нашли больше возможностей трудоустроиться. Как и во всей стране — традиционно в таких отраслях, как строительство, транспорт и логистика, торговля. Если мы посмотрим, какие отрасли в Латвии доминируют — то, конечно, и в Латгалии развивается финансовая отрасль и IT, так что в принципе есть там возможности найти работу в широком спектре предприятий».
В передаче прозвучало, что, тем не менее, по состоянию на 5 декабря в Латвии, по статистике, насчитывалось 23712 свободных рабочих мест, и Госагентство занятости получает новые сообщения о предстоящих коллективных увольнениях.
«Да, мы продолжаем получать извещения, что коллективные увольнения планируются, но могу успокоить, что эти сведения не столь тревожные, потому что речь в них о небольшом числе увольняемых работников — но так как закон требует, если предприятие сокращает больше 30% персонала, сообщать об этом Госагентству занятости, они это делают.
Последние сообщения были получены от предприятий IT-отрасли, а также из финансового сектора. Но, как я упоминала, численно это затрагивает не так много работников — около десяти, немногим более десяти человек [на предприятии]. (..) IT-отрасль — стремительно растущая, поэтому не возникает опасений, что эти люди долго останутся без работы. Вполне допускаю, что они даже до нашего регистра безработных не дойдут, найдут работу», — сказала Симсоне.
Как сообщал Rus.LSM.lv, при этом, по данным NVA, число официально безработных людей в Латвии превышает 50 тысяч человек. Причиной тому, что при таком количестве ищущих работу не удается заполнить имеющиеся вакансии, специалисты называют то, что квалификация соискателей работы не отвечает той, которая нужна работодателю. Кроме того, на уровень безработицы влияет географический фактор: больше всего вакансий — в Риге и окрестностях, а соискатели работы зачастую просто не живут в том регионе, где требуется их квалификация. А учитывая, что 30% всех безработных ищут работу довольно длительное время, более года — возможно, часть этих людей на самом деле не желает трудоустраиваться ( во всяком случае, официально), считают в Конфедерации работодателей.
До апреля 2023 года к тысячам латвийцев придут социологи, чтобы изучить их навыки и умение эти навыки применять — в рамках исследовательской программы Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР, OECD).
Как писал Rus.LSM.lv, Госагентство занятости озаботилось конкурентоспособностью не только нетрудоустроенных, но и людей с повышенным риском стать таковыми, поэтому предложит им купоны для обучения госязыку, английскому, различным навыкам работы с компьютером и др. Rus.LSM.lv также рассказывал о возможности освоить новую специальность или получить сертификат о приобретенных профессиональных знаниях и навыках — и компенсировать почти все или даже все расходы из еврофондов.