Бывший член партии Нормунд Орлеанс, исключенный решением правления JA в середине марта за «нанесение ущерба репутации», на этой неделе вернулся из поездки и был готов подробнее прокомментировать ситуацию. В разговоре фигурирует человек, который якобы занимался в партии операциями с «наличкой» — а именно бывший генсек Кампарс.
«Что я видел у своих коллег, так это то, что на столе лежали конверты с написанной буквой или именем. Кампарс пришёл и вручил мне и моему коллеге последнюю сумму (..) Это могло быть в прошлом году, в январе. Он сказал, теперь будет по-другому и всё. Конечно, коллеги боятся, на них оказывается давление...»,
— комментирует Орлеанс.
На вопрос, были ли 650 евро в конверте, упомянутые в заявлениях партии, обычной фиксированной платой, Орлеанс ответил: «Это зависело от того, как я добирался на своей машине — сколько топлива израсходовал. [...] Конечно, он [Кампарс] следил за всем этим».
Между тем, неделю назад в разговоре с журналистами Кампарс отрицал существование каких-либо выплат «наличкой» на нужды партии. На вопрос, может ли он подтвердить, что в период его пребывания на посту никаких, даже законных, расчетов наличными не было, Кампарс ответил: «Да, я могу это подтвердить».
Однако Орлеанс утверждает, что оборот наличных денег в «Единстве» практиковался чаще, чем сообщалось ранее — и не только в виде зарплат сотрудникам. Например, приходилось обращаться к Кампарсу, который выделял наличные для оплаты какого-то мероприятия или доставки еды:
«Я, конечно, сообщал, что люди должны заплатить, нам нужны деньги. Он мне говорит: «Ну, ты купи!». Я покупаю и даю ему чек. Он смотрит: да, дело сделано, и возвращает мне деньги».
Орлеанс продолжает подчеркивать, что обращался в правоохранительные органы только тогда, когда понял — «Единство» не будет решать эти вопросы. Он хотел, чтобы партия подавала в Службу госдоходов исправленные декларации и заплатила соцналог с зарплат, фактически полученных работниками в предыдущие годы. Об этом он также говорил на заседаниях Комиссии по этике партии.
В полученных от партии документах нет ясности, утверждает юрист Карлис Орлеанс, сын Нормунда: «Не дано полного заключения Комиссии по этике, в котором указано, что именно было предоставлено, какая информация указана, какие люди были приглашены — чтобы было понятно из всего этого. На данный момент есть две страницы текста о том, что, мол, спасибо, вы предоставили информацию, но мы ничего такого не нашли, проверим там еще что-нибудь. [...] Поэтому сложно ответить на вопросы прессы, журналистов и общественности в целом. Потому что сейчас коммуникация с ними как бы открытая, но на самом деле это не так».
De facto удостоверился, что JV объясняет Государственной трудовой инспекции, почему задержалась выплата зарплаты Орлеансу в 2023 году. Утверждается, что это произошло по вине самого работника, поскольку ранее он скрывал тот факт, что является государственным должностным лицом, а партия не может выплачивать работникам муниципалитетов более одной минимальной заработной платы в месяц из госфинансирования. В январе 2023 года KNAB сообщил «Единству», что Орлеанс работает в одном из самоуправлений, и наказал за это партию. Теперь политическая организация утверждает, что ее обманули, что Орлеанс своим бездействием причинил убытки, поэтому ему зарплату задержали, против чего он не возражал.
Однако трудно поверить в утверждения о том, что «Новое Единство» не знало о статусе депутата до января 2023 года. Во-первых, до недавнего времени на сайте партии указывалось, что он является членом Марупской думы — сейчас эта информация удалена. Во-вторых, в середине 2021 года, перед муниципальными выборами, на которых Орлеанс лидировал в списке «Нового единства» в Марупе, объединение опубликовало в своих социальных сетях видео. На нем Кампарс брал у него интервью, представляя как человека с опытом работы в самоуправлении, а в подписи было указано, что Орлеанс является депутатом думы.
Орлеанс также считает, что его исключили из партии без соблюдения процедуры, поскольку, по его мнению, уставом предусмотрено, что и он, и одно из партийных подразделений, которое он представляет, должны были быть приглашены на заседание правления, где принималось решение. Он усомнился в возможности обжаловать это решение правления на съезде партии.
Эдмунд Юревицс, лидер фракции JV в Сейме и член правления партии, сообщил, что решение об исключении Орлеанса было единогласным. Причина, как сообщается, заключалась в том, что после прохождения внутрипартийных процедур он начал публично говорить о разногласиях. «Я думаю, что сейчас определенно не самые лучшие времена для нашей партии. Понятно, что нам самим — каждому члену партии, членам правления – приходится думать о том, как, в частности, может быть, научиться правильной коммуницкации с обществом, лучше объяснять, чтобы вернуть доверие общественности», — говорит Юревицс.
Что будет, если окажется, что все или хотя бы некоторые обвинения Орлеана вовсе не являются клеветой и нарушения в работе «Единства» все же найдут? Не слишком ли торопится партийное правление? Лидер фракции Юревицс отвечает: если возникнут новые обстоятельства, будут приняты и новые решения.
«Заявления и серьезные обвинения, список которых регулярно пополняет Н. Орлеанс, подавая новые жалобы в правоохранительные органы, не соответствуют действительности и выдуманы с целью оклеветать партию «Единство», а также нацелены на сотрудников партии, желающих объективных перемен», — говорится в заявлении партии для СМИ.
Кроме того, партия «Единство» заявила, что 16 ноября 2023 года она обратилась в KNAB, предоставив информацию об обвинениях со стороны сотрудника офиса Орлеанса и сообщив о готовности к сотрудничеству, предоставив всю необходимую информацию.
Как писал ранее Rus.LSM.lv, бывший глава офиса партии «Единство» Нормунд Орлеанс в телепередаче Nekā personīga заявил, что партия платила зарплату в конвертах ему и еще ряду сотрудников. В самом «Единстве» назвали его упреки ложью и попыткой очернения перед выборами в Европарламент. Обвинения оценит Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB), сообщает Латвийское телевидение.