В конце января в эфире Латвийского телевидения прошла дискуссия с участием политиков о судьбе образования, и Бергс отреагировал на нее в соцсети Х репликой «уши устали от этого ора не по теме», заявив, что средние школы следует ликвидировать — совсем, причем как на селе, так и в городах.
По убеждению бизнесмена, оставить следует только гимназии — и профшколы с техникумами. Пропорция распределения учеников между первыми и вторыми учебными заведениями должна быть 30:70, и все эти образовательные учреждения должны быть «финансируемыми и администрируемыми государством», то есть не муниципальными.
В «Открытом разговоре» Бергс пояснил, что не сказал ничего нового, и его мнение насчет школьного образования не менялось уже 25 лет.
«И международные исследования в эти 25 лет по поводу сети школ и оптимального образования говорят нам об одном и том же: что школы нужно строить там, где есть люди, а там, где людей нет — там и школ не должно быть! Единственное, что действительно там нужно делать, вкладывать и заботиться — это транспортная сеть, чтобы этих детей довозить до ближайшей школы, и всё. Здесь нет ничего специфического.
У нас происходит так, что эти маленькие школы в маленьких населенных пунктах — не очаги образования, а места для трудоустройства местных жителей. Так на них смотрят. И конечно, можно понять эту волость, почему она это делает — но расплачиваются за это на самом деле дети. Платят плохим образованием, своим будущим, и я думаю, это совершенно неправильно».
Не стоит предвзято относиться к профшколам — это давно уже не советские ПТУ, которые воспринимались в большинстве общества как путь для неудачников, «дураков и низшей касты», заявил Бергс.
«Плохое название — профшколы, давайте будем их называть техникумами или колледжами. Давайте найдем слово получше, потому что «профтехучилище» — это что-то из советских времен, 30 с лишним лет назад. Но профессиональные школы сегодня совсем другие, и государство вложило за эти 30 лет сотни миллионов.
Сейчас профессиональное училище — это храм знаний! Это действительно современная школа, современное общежитие, оборудование. Сейчас профучилище, я думаю, на порядок выше какой-то средней школы.
И почему я считаю, что эта середина — просто средняя школа — неправильная? Потому что задачи средней школы как таковой, без специализации — дать среднее образование, после которого человек идет получать высшее образование. То есть это место, где тебя готовят к университету. Но такие места, на самом-то деле — это гимназии. Это места, где у детей есть выбор, что изучать глубже, и где есть учителя, которые это всё могут обеспечить.
Техническое училище — это, опять-таки, база, которая дает тебе какую-то профессию. После такой средней школы ты действительно можешь найти себе нормальную работу как специалист.
А средние-средние школы, те, где мало учителей, все бегают, мало учеников — на самом-то деле производят безработных! Их не доучили до такого уровня, что они нормально могут пойти получать высшее образование, и у них нет профессии. То есть я не вижу повода для существования обычных средних школ».
Бергс отрицает, что взирает на подрастающее поколение как на потенциальную рабсилу:
«Я смотрю на них как на тех, от кого зависит моя и ваша пенсия! Как на будущих предпринимателей, ученых, учителей — на молодое поколение Латвии. Я не смотрю абсолютно [как на потенциальных рабочих]. И это тоже неправильно, воспринимать нас, предпринимателей, чуть лучше чем рабовладельцев, которые на каждого, кто передвигает ноги и еще теплый, смотрят как на что-то, что можно использовать максимально дешево. Это отнюдь не так!»
Как сообщал Rus.LSM.lv, после громких протестов жителей регионов Минобразования объявило, что не станет предлагать с 1 сентября этого года менять модель заработной платы учителей во всех самоуправлениях, что означало бы реорганизацию десятков школ по всей Латвии. Новую модель планируют внедрять в самоуправлениях, организовавших школьную сеть, они также получат различные преимущества. При этом муниципалитеты, которые не успеют организовать школьную сеть, будут получать целевые гранты на зарплату учителей согласно действующей модели. И это будет добровольный выбор, а не принуждение.
Как заявила ранее министр образования Анда Чакша, само министерство не закрывает ни одной школы, владельцами школ являются самоуправления, которые и принимают решение о том, какой должна быть школьная сеть. По ее словам, главная цель реформы — обеспечить возможность получения детьми качественного образования. В этом году самоуправлениям предложено перейти на новую модель финансирования. Она, по мнению министра, обладает преимуществами, в том числе предусматривает большую поддержку со стороны государства и получше зарплаты для учителей.
Планируется, что школы, которые не соответствуют критериям по числу учеников в классе, перестанут получать полное государственное финансирование с 1 сентября 2025 года, то есть на год позже, чем планировалось изначально.
Как уже сообщал Rus.LSM.lv, в нынешнем учебном году на примерно 120-километровом курземском побережье Рижского залива, от Юрмалы до Колки, работают три средние школы. Две из них, в Мерсрагсе и Энгуре, под угрозой, но решения еще не приняты. Но вот, например, в Колке школы больше не будет вообще, даже начальной: ее решено закрыть (аналогичная судьба ждет и одну начальную школу в другом крае, Кулдигском). Местное население возмущено — в Мерсрагсе местные жители устроили шествие протеста, а вскоре после этого лишилась должности мэр Талсинского края (хотя решение о реорганизации школ приняла 25 января сама же Талсинская краевая дума). Муниципалитеты мало что могут противопоставить замыслам правительства: государство не дает денег на школы с некомплектом учеников — а своих денег у краев нет.