По словам Мика Стуритиса, в Европе аналогичные системы после двух лет работы возвращают в среднем около 90% депозитной тары. В Латвии в 2022-м удалось вернуть 85%, в 2024-м оператор надеется выйти на среднеевропейский показатель (благо некоторые виды упаковки уже сейчас на 90% возвращаются в систему).
«Но ни одна система депозита тары не возвращает 100%», — сообщил гость передачи.
Некоторая часть упаковки исчезает безвозвратно. Например, когда эстонцы или финны увозят из Латвии напитки.
Однако, это не значит, что система бесполезна. Представитель Depozīta iepakojumu operators заверил: окружающей среде депозит тары приносит зримую пользу.
«Мы занимаемся мониторингом отходов в окружающей среде. Например, когда обследовали пляж в Вецаки в сентябре 2022-го, обнаружили, что депозитной тары там почти нет. А в 2021-м там же это был основной вид отходов»,
— привел он пример.
На вопрос, планируется ли повысить депозитную плату с 10 центов за единицу упаковки, скажем, до 15 или 20, М. Стуритис ответил, что на данный момент этот вариант не рассматривается, хотя это, наверное, можно рассматривать как один из способов увеличить долю возвращаемой тары.
«Но все же если что-то такое и делать, то одновременно во всех трех странах Балтии. Иначе мы испортим систему и начнем получать литовские и эстонские бутылки», — сказал собеседник ЛР-4.
Он напомнил, что в этом году в систему депозита добавилась тара от всех видов коктейлей (изначально можно было сдавать бутылки только от слабоалкогольных коктейлей), любая пластмассовая и жестяная тара из-под алкогольных напитков (подробнее — на сайте оператора в разделе часто задаваемых вопросов), бутылки из-под сиропа.
Планируется ли туда добавить, скажем, поллитровые и другие банки или другую пока не охваченную тару?
«Это вопрос к политикам. Но надо помнить, что
цель депозитной системы — собрать те виды упаковки, которые люди часто используют вне дома. В первую очередь это все виды напитков. Потому что упаковка от продуктов, которые мы используем вне дома, с большей вероятностью попадет в природу»,
— ответил М. Стуритис.
Председатель правления Depozīta iepakojumu operators отметил, что сеть тароматов развивается, и что к началу этого лета в ней было на 200 аппаратов больше, чем год назад. Где-то тароматы меняют на более вместительные и мощные, где-то (таких мест уже около 15) добавляют второй.
«Плюс — есть планы в середине этого лета открыть два мощных таромата, где можно будет все, кроме стекла, высыпать разом. Жестяные банки и пластмассовые бутылки туда можно будет загружать мешками», — сообщил он.
Также М. Стуритис призвал не бежать всем разом сдавать бутылки сразу после Лиго (особенно в тароматы в маленьких сельских магазинах), но в целом выразил уверенность, что с возможным «постлиговским» всплеском возврата система справится.
«Прошлым летом некоторые проблемы с вывозом были только на неделе после Лиго. Но на данный момент объем, который мы принимали в мае и начале июня этого года, уже был больше, чем после прошлого Лиго. И сейчас с вывозом никаких проблем», — заключил гость передачи.
Rus.LSM.lv рассказывал, что в первый год работы системы депозита тары в Латвии сдали 250 млн единиц использованной упаковки. При этом в Латвийской ассоциации торговцев систему последовательно критикуют и призывают сделать другую.