По словам Сандры Зандберги, основателя и руководителя фестиваля Ad Lucem, в рамках которого проходит уникальный концерт, примечательным образом тринадцать лет назад центральным событием первого фестиваля стало исполнение «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова. В 2010 году Мэтью Барли, ознакомившись с концепцией фестиваля, вызвался в порядке эксперимента провести восьмичасовое ночное бдение. Первая ночная медитация прошла в полупустом зале Вецгулбенской усадьбы. А уже на следующий год на всенощную с виолончелью съехалось столько народу, что не хватило места на сцене и в проходах. Наутро у многих текли слезы, кто-то ощущал себя парящим над поверхностью земли...
Мэтью Барли – музыкант уникальный и универсальный. С одинаковой отдачей он исполняет Баха и современную серьезную музыку, играет в ансамбле с мастерами традиционной музыка из Японии, Индии, Африки или Средней Азии, импровизирует на электрической виолончели и около 30 лет преподает на всех широтах искусство импровизации. На его мастер-классы загодя записываются студенты консерватории, продвинутые дилетанты и даже потерявшиеся в нотах музыканты симфонических оркестров.
Универсальный виолончелист связан крепкими и парадоксальными узами с русской культурой. Его дед, преподобный Хьюлет Джонсон, на протяжении многих лет был деканом главной англиканской святыни – Кентерберийского собора. Он чрезвычайно широко понимал свое пастырское служение, водил дружбу с выдающимися музыкантами и Махатмой Ганди и постоянно инициировал и ввязывался в различные проекты, преимущественно левой направленности. Кроме того, он был бессменным главой Общества британско-советской дружбы, несколько раз бывал в Советском Союзе. За что получил прозвище «красного декана» и попал под надзор британских спецслужб.
Хотя дед покинул этот свет, когда Мэтью было три года, сам он считает, что унаследовал от него страстность, разносторонность и особое отношение к русской культуре. Недавно музыкант обнаружил, что дед распорядился, чтобы его хоронили под заупокойный православный кондак. В прошлом году, когда музыкальный мир отмечал столетие Бенджамина Бриттена, внук исполнил на концерте в дедовском соборе 3-ю виолончельную сюиту Бриттена, основанную на той самой раннеправославной мелодике.
Для полноты русской составляющей остается добавить, что Мэтью Барли два года проучился в Московской консерватории им. Чайковского. И женат на известной русской скрипачке Виктории Мулловой, которая, в отличие от «красного» деда, не жаловала советскую власть и сбежала на Запад из СССР.
...Для получения максимального эффекта от ночной медитации Сандра Зандберга рекомендует:
«На эту программу стоит идти как в храм. Не какой-то определенной конфессия, а исходя из того, что этот храм – ты сам. Во время восьмичасового действа можно прилечь и вздремнуть, пройтись по залу, встать и уйти. Хотя пока еще никто не уходил. Единственное, следует отключить все связи с внешним миром, не брать с собой еду и шуршащие пакеты. Это событие для своих -- тех, кто ищет и понимает».