«Микелис Голтс. 100». Выставка к столетию художника и трудоголика

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

…Горящие здания, церковная колокольня над клубами дыма, солдаты на улицах… Такой была Лиепая в июне 1941-го. Эту картину наследники художника передали в дар Лиепайскому музею. Сейчас ее можно увидеть в малом зале музея, где на днях открылась выставка в честь юбилея Микелиса Голтса (1922-2007) с чертовой дюжиной картин, выполненных в очень интересной фактурной авторской технике, секрет которой художник унес с собой.

«Многие из нас помнят Микелиса Голтса. Его вспоминают и проходя мимо его дома на Ф. Бривземниека 26. Помните, в 1990-х в его доме не только выставки проходили, там собирались литераторы и актеры, проходили поэтические вечера, и многое другое. Там была удивительно творческая атмосфера.

Наверное, это был первый творческий клуб, появившийся в Лиепае после межвоенного периода. Микелис Голтс оставил очень большое наследие, он много и плодотворно работал. Его место в искусстве Лиепаи весьма значительно.

Но эта выставка ни в коем случае не претендует на некую ретроспективу, ведь, чтобы показать все этапы его творческого пути, его художественную манеру – нам нужен большой зал. Подобная выставка - «Miķelis Golts. Neparastā Liepāja» - была в Лиепайском музее 10 лет назад, в 2013-м. А нынешняя выставка – повод вспомнить Микелиса, ведь в минувшее рождество, 25 декабря, исполнилось сто лет со дня его рождения», - рассказала на открытии выставки директор Лиепайского музея Даце Каркла.

Она добавила, что из большого наследия художника для выставки выбрали менее известные публике картины, может, даже еще ни разу не выставлявшиеся. Одна из таких работ – полотно, занимающее центральное место на одной из стен зала. На нем доминируют золотой и розовые цвета. Это «Весна 1945-го». На заднем плане – черные остовы сгоревших лиепайских домов, на переднем – обуглившееся дерево. Но сияет золотом небо и покрыто розовым цветом дерево в центре картины… Другой критерий отбора – показать характерный почерк художника. Это удалось в полной мере.

Микелис Голтс писал: «Рисую в своей собственной технике, в которой многое значит фактура». Да, его картины очень рельефны, кажется, что художник не наносил краски широкими свободными мазками, а лепил из них картину.

Известно, что он использовал морской песок и ракушки, но были и другие ингредиенты в этой пластической массе. Какие? Эту тайну Микелис Голтс унес с собой.

Интересно, что писал он в основном по ночам. И – с учетом техники – картины создавались не на мольберте, холст или картон лежали на дровяной печи или биллиардном столе, созданным в Латвии в 1930-х.

Дом на Бривземниека 26 художник купил в 1989 году с мыслью его реставрировать – благо, он был на все руки мастером – и устроить в нем выставочный зал для своих работ, а также периодически проводить разные мероприятия для людей культуры. Над входом в дом и сейчас красуются деревянные буквы «Pie Miķeļa», вырезанные художником.

Всего – начиная с 1947-го – у Микелиса Голтса было минимум 24 персональных выставки. И потом, после его ухода из жизни 23 апреля 2007 года, Лиепайский музей проводил памятные выставки, первая, Sibīrijas atbalss, была устроена в 2008-м. Его работы выставлялись в США, Италии, Японии, России, Швеции. Многие работы находятся в фондах Латвийского Союза художников, музеях и частных коллекциях Латвии и зарубежных стран.

Идея устроить юбилейную выставку «Микелис Голтс. 100» принадлежит внучке и наследнице художника, точней, внучке его супруги Инары. Но это неважно, ведь Микелис Голтс был для Линды Озолини настоящим заботливым дедушкой, о котором она вспоминает с большой нежностью и любовью. Она очень благодарна Даце Каркле, что та убедила ее принять участие в «Ночи музеев 2022».

«И мы открыли двери дома Микелиса Голтса. Всего к нам в тот вечер пришло 300 человек! В «Ночи музеев 2023» тоже обязательно примем участие, нам очень важно, чтобы люди могли познакомиться с его наследием», - сказала Линда Озолиня. - 

«Помню, дедушка просыпался рано утром и тормошил меня: «Линда, хватит спать! Надо работать!». Дедушка был очень работящим. И энергичным.

Каждая работа, которую вы здесь видите – это эксперимент. Он тщательно работал с красками и фактурами. А еще он вкладывал много сил и энергии в реставрацию домика. Помню, что дедуля и меня к работе привлекал – я ему дощечки подавала, когда он крышу чинил. И бабушка Инара прибегала и причитала «Боже, это ведь ребенок!». Ну да, я ж тоже на крыше была. Но он всех к работе привлекал, никакой лени в его присутствии быть не могло!.. А какие вечера были в подвальчике!.. Столько людей!...».

Своими воспоминаниями о Микелисе Голтсе поделились художники Айвар Клейнс и Петерис Таукулис.

Позже, когда публика, собравшаяся на открытие, внимательно знакомилась с картинами, мы с коллегами пообщались с Линдой Озолиней. И для начала спросили, почему именно полотно «Лиепая в июне 1941-го» было решено подарить музею?

«Когда весной 2022 года была «Ночь музеев», люди, которые к нам приходили, говорили, что эту картину они бы очень хотели видеть в музее, чтобы она была более доступна. Потому что она историческая, значимая для Лиепаи. Самое начало войны. Мне и бабушка рассказывала про бомбардировки – проспект Курмаяс был сильно разбомблен, от улицы Витолу ничего не осталось. Мы жили на углу Грауду, и  бабушка из окна показывала, что было разбомблено во время войны. А Микелис Голтс там как раз и жил еще до войны, одна из картин на выставке как раз этой улице и посвящена. Во время войны мама прятала Микелиса, чтоб его в Легион не забрали, как очень многих лиепайчан… А у него возраст был подходящий, он 1922-го. Ну а позже он служил, уже в Советской армии. Может, потому и есть эта военная тема, она присутствует в творчестве многих художников советского периода. Картины для выставки мы выбирали вместе с Даце Карклой, я попросила ее об этом. К сожалению, не все работы хорошо сохранились. Фактура некоторых картин пострадала. А ведь рецепта своей техники дедушка не записал. Потому одним из критериев было качество картин. И, конечно, мы хотели показать разнообразие работ. Здесь и разная палитра, ранние работы и более поздние… Одна из самых ранних –конца 1940-х, есть 1970-80-90-е… Мы хотели показать и его развитие как художника.

Всё его большое наследие – больше сотни картин, а также набросков, эскизов и прочего – удалось сохранить благодаря его жене Инаре Озолине, теперь я это продолжаю.

Надеюсь, что удастся реставрировать поврежденные картины, часть передать в музей», - рассказала Линда Озолиня.

На интерактивном стенде можно увидеть и другие работы Микелиса Голтса. Хотя лучше смотреть их «живьем», фотографии не передают интересной объемной фактуры работ.

Юбилейная памятная выставка «Микелис Голтс. 100» (Miķelis Golts. 100) в малом зале Лиепайского музея открыта до 26 февраля.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное