ПЕРСОНАЖ
Антонія Преде (Antonija Priede), 28 лет
Родилась в Риге в обеспеченной, но не богатой семье. Закончила Ломоносовскую женскую гимназию. Мечтала об университете, однако родители не могли оплатить учебу за границей. Антония устроилась работать секретарем. Незадолго до начала войны девушка влюбилась в русского чиновника и, когда летом 1915 года началась эвакуация из Риги, вопреки воле родителей отправилась за ним в Петроград. Там роман закончился. Антония в Петрограде сдружилась с русскими и латышскими меньшевиками, увлекшись их политическими идеями. После Октябрьской революции девушка вернулась в Видземе и поселилась в Валмиере. Когда началась германская оккупация, Антония решила тайно вернуться в Ригу. В рамках проекта #LV99plus она делает записи в дневнике и на Facebook.
На Мариинской я вчера* повстречала товарища Крузитиса — в приподнятом настроении и слегка навеселе. Я взглянула на него с недоумением и спросила: «Какому случаю обязана видеть вас в подобном расположении духа?». Он ничуть не смутился и бросился меня обнимать. Я высвободилась, напомнив, что такое поведение не пристало настоящему социалисту. Крузитис осознал, что должен объясниться, и рассказал о своих приключениях.
В последний месяц он сдружился в Риге с парой белорусских соцдемов.
На одного из них Крузитис и наткнулся случайно. Тот сказал, что направляется в рижское представительство Белорусской Народной Республики. Там грандиозное празднество — и знакомца моего как друга белорусов зазвали с собой.
Поводом для праздника стала новость, что Белорусская народная республика возвращается в Минск.
Последние месяцы правительство провело в эмиграции — в Праге. Но теперь с поляками договорились о восстановлении Белоруссии. И 30 ноября соберется Белорусская рада. Кроме того, вчерашний праздник — прощание перед отъездом белорусов из Риги.
В ближайшие дня ведущие общественные деятели отправятся домой.
ПРОЕКТ
#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.
Выслушав рассказ Крузитиса, я согласилась — и правда, повод для торжества есть. Мы оба надеемся, что белорусам удастся создать настоящее социал-демократическое государство, которое и не преклонит колени перед большевизмом, и не падет жертвой реакции.
(* 1919 год, 1 ноября. Запись в дневнике.)