Художник, педагог и поэт Имант Озолс уже более 12 лет разводит пчел в доме своего отца — в Циравской волости Айзпутского края. Окрестности — луга, леса и собственный сад — будто созданы для биологического хозяйства. Однако в первой половине мая, пока рапс не зацвел, ульи пришлось перенести в другое место.
«Это как у матери ребенка отнять или вырвать сердце — такие ощущения, когда увозили пчел из самого дома и пасеки», — рассказал он.
Согласно требованиям законодательства, в трех км вокруг биологической пасеки не должно быть пестицидов. Рапсовые поля недалеко от дома — самая большая угроза. Хотя это растение — ценный источник нектара, получить из него биологически чистый мед почти невозможно, утверждает пасечник — из-за использования пестицидов.
Крестьяне, которые выращивают различные культуры, должны думать об экологии и среде и сотрудничать с пчеловодами, однако на первом месте сейчас стоит интенсивное сельское хозяйство.
«И пчеловод, и фермер, выращивающий зерновые, — оба крестьяне, но у каждого свои интересы», — указал Озолс.
Чтобы соблюсти требования, предъявляемые к биологическому хозяйству, надо найти места, где можно поставить ульи на время цветения рапса — но сделать это все сложнее. Нет никаких гарантий, что в привычной среде не появится никаких загрязнений или ближайшее поле не засеют рапсом.
Пока для некоторых ульев удается найти цветущие луга, для других — опушку леса.
Как уже писал Rus.lsm.lv, Еврокомиссия планирует запретить использовать в сельском хозяйстве три группы неоникотиноидов — Агентство по безопасности продуктов питания признало опасным весь класс этих популярных пестицидов. Исследование показало, что вещества наносят вред пчелам. С другой стороны, не используя средства для защиты растений, фермеры могут лишиться урожая и нанести урон экономике — десятки миллионов евро.
Прошлый год для пчёл выдался неблагоприятным, но пчеловоды обнадеживают – мёд будет.