О том, что в Южнокурземский край должна приехать большая группа детей и сопровождающих их взрослых из Украины, сотрудники самоуправления рассказали Rus.LSM.lv еще 21 марта. Позже несколько раз сообщали — мол, не могут они выбраться из страны, ждем… Приехали они вечером 7 апреля. 31 ребенок (все разного возраста) и восемь взрослых из Торецка Донецкой области — это фактически линия фронта. И война там уже с 2014 года, хотя то, что происходит сейчас, несравнимо. В группе приехавших — не только детдомовцы, но и дети других горожан, которые сами покинуть город не смогли, но детей хотели обезопасить — и оформили временное опекунство на педагогов.
Поселили всех в здании бывшей Вайнёдской школы-интерната, где уже с марта живут несколько украинских семей, всего десятка полтора человек. За эти пару недель народ уже немного обжился, сотрудники самоуправления очень стараются их не только всем необходимым обеспечить, но и разные развлечения придумывают, вовлекают гостей в жизнь края… Сегодня группа из Торецка первый раз выехала из Вайнёде.
…Десять утра. Экскурсия по Лиепае началась со Свято-Никольского кафедрального Морского собора в Каросте — ведь сегодня православная пасха. Гид рассказывает немного об истории Каросты и собора, потом идем внутрь, кто-то ставит свечки, кто-то просто любуется красивейшим собором.
«На лютеранскую и католическую пасху мы в Вайнёде ходили на ярмарку, немножко опоздали на выступления, но посмотрели, как красиво всё украшено. Нам всем-всем подарки подарили, сейчас скажу, кто…, — директор школы Лилия Филенко достает визитку, на ней значится имя мэра Южнокурземского края Айвара Приедолса. — Нас и в церковь приглашали, но мы решили в это воскресенье уже в свою, православную, сходить. А вообще — очень похожи традиции все! Вы так же красите яйца, и пасочки такие же…».
Потом мы отправились в Северные форты. Дети радостно бегали, рассматривали многочисленные граффити, некоторые интересовались, можно ли подняться на ветрогенератор… Берег тут каменистый, так что дети и взрослые с азартом собирали камни — мол, рисовать на них хорошо. Лилия с удовольствием показала в телефоне детские рисунки на камушках, добавив, что у них таких нет. Гид не только рассказывала о фортах, но в какой-то момент достала большую жестяную коробку с янтариками и предложила всем взять на счастье по три солнечных камушка, мол, есть такое латышское поверье. Один из мальчишек подбежал попозже и, глядя на кусочки темно-медового цвета, поинтересовался, не конфетки ли это. Потом мы с экскурсоводом на всякий случай рассказали гостям, как отличить настоящий янтарь от ложного, белого фосфора — эту дрянь до сих пор иногда вымывает на берег, ожоги от нее страшные.
Наше Балтийское море украинцев удивило — оно совсем не такое, как Черное или Азовское. Дети интересовались, можно ли купаться. Услышав, что к августу оно обычно прогревается до +19, поежились.
«Устроились мы прекрасно, просто отличные условия, нас так приняли! Все такие доброжелательные! Вайнёде ведь небольшой город, и жители тоже знают, что мы из Украины приехали, подходят, здороваются, приветливо расспрашивают, сочувствуют… Так хорошо там, спокойно… А школа-интернат такая шикарная, красивая!.. Да, мы долго добирались, тяжело было. Мы из Краматорска выезжали поездом, через пять дней, как мы уехали, вокзал и бомбили…», — рассказала Лилия Филенко.
Мы гуляли в фортах, Rus.LSM.lv рассказывал о Лиепае… Лилию это удивило.
— Обычно журналисты всех выспрашивают, а вы специфический журналист, сами столько интересного рассказываете», — сказала она.
— Мне вас расспрашивать о том, как вы из этого ада выбирались?! — ответил автор Rus.LSM.lv.
— Не хочется вспоминать. Сейчас там очень тяжело. Мы с родными ведь созваниваемся. Все эти восемь лет мы рядом с фронтом живем фактически, — вдохнула Лилия. И мы решили этой темы не касаться.
Потом все дружно сфотографировались и отправились обратно к автобусу, чтобы поехать на Северный мол. Rus.LSM.lv рассказывал, что лиепайчане очень любят приезжать на мол в шторм или просто в сильный ветер, любоваться волнами.
«Сильный ветер — это как сейчас?» — поинтересовалась девочка Соня.
Пришлось объяснять, что сегодняшние 3-4 м/с — вообще не ветер. Группка детей выслушала эти объяснения с некоторым сомнением. Пока шли к автобусу, дети увидели несколько семей лиепайчан, гуляющих в фортах — и тоже удивились такой «странной» привычке горожан.
И мы поехали на Северный мол. Соня попросилась в машину к Rus.LSM.lv.
— Расскажи, сильно отличается у нас тут от того, что у вас дома? — полюбопытствовал Rus.LSM.lv по дороге.
— Да, у вас воздух другой. У вас он пахнет лесом. А у нас — обычным воздухом, — ответила Соня.
Еще мы поговорили о школе: выяснилось, что дети учатся по удаленке. Но у Сони есть знакомая девочка, которая тоже сейчас в Лиепае — и ходит в школу: «Говорит, что школа — бомба! Всё можно, везде, куда хочешь — ходи. И кормят в школе хорошо, и учат хорошо».
Лилия Филенко позже добавила, что и компьютерами самоуправление всех снабдило, интернет подключен, так что со школьными занятиями проблем нет, педагоги каждый день с детьми занимаются — мол, чего еще можно желать?
Тот же вопрос — чем отличается «тут» и «там» — Rus.LSM.lv задал еще одной школьнице. Так совпало, что она тоже Софья — в группе из 31 ребенка две девочки с таким именем.
— Тут поля неправильные! Деревья — они везде! У нас поля огромные, и между полями деревья ровненько. А тут такие холмы, и деревья, и кусты, и столб посередине поля! Это так странно выглядит. Комбайну что, в столб врезаться? — ответила Софья-старшая.
…Мы стояли на Северном молу, беженцы рассказывали, какой красивый и вкусный пасхальный завтрак был утром — с крашенками и прочим, спрашивали о волноломах и рассказывали об обмелевшем Азовском море… И вдруг Соня-маленькая сказала: «А мы скоро домой поедем!..». То есть в Украину… Лилия добавила — мол, всем нам домой хочется…
Возле автобуса мы попрощались — дальше экскурсия предполагала посещение мини-зоопарка Atomi, затем поездку в Бернати и другие красивые места Южнокурземского края. И возвращение во временный дом — в Вайнёде.