Деятельность бобров на многочисленных городских водоемах Лиепаи – давняя проблема. Бобры активны во многих местах города – и там, где потише и людей нет, и в самом центре Лиепаи, невзирая на машины и прочую городскую суету. Деревья под напором крепких зубов грызунов массово гибнут. Порода дерева не важна: лишь бы для строительства хатки и создания дамбы годилось. В итоге большие территории в городских лесах заболачиваются.
В центре города сотрудники Коммунального управления «укутывают» деревья крепкой металлической сеткой. Но, к примеру, на водоеме возле аллеи Звейниеку этот метод не особо помог.
«К сожалению, бобры оказались умны и сообразительны: они подлезали снизу и всё равно добирались до ив, так что несколько лет назад мы констатировали, что 5-8 деревьев — больших ив — были совершенно «загрызены» и погибли, несмотря на «ограничители». Потом специалисты нам объяснили, что эту сетку нельзя обматывать вокруг ствола, что надо оставлять зазор между сеткой и стволом, и глубже закапывать ее в землю. А на набережной Торгового канала бобры – прежде, чем мы их там заметили – сгрызли семь из пятидесяти деревьев, высаженных несколько лет назад. Сейчас оставшиеся 43 дерева укутаны особой сеткой, чтобы не добраться было до стволов», — рассказывает представитель Коммунального управления Лиепаи Айгар Шталс.
В прошлом году Лиепайская дума впервые провела аукцион на право охоты в городских лесах. Общая площадь охоты составляет около двух тысяч гектаров. Одна из важнейших задач — как раз борьба с бобрами и их деятельностью в зеленой зоне северной части города и в других малонаселенных местах. (Собственно, охотники и ранее этим занимались: по словам Айгара Шталса, в среднем ежегодно отлавливают около 70 бобров).
Методы борьбы с ними могут быть разные. Но выбирать и применять их надо с осторожностью.
«В любом случае, это надо делать как можно безопаснее и таким образом, который не мешает ни жителям города, ни их домашним любимцам, их повседневным привычкам. И в то же время, чтобы не было никакого вреда другим диким животным, которые никак не связаны с бобрами и тем ущербом, который они наносят. Наилучший вид [борьбы] должны выбрать и оценить специалисты-охотники», — подчеркивает руководитель отдела среды Лиепайской думы Даце Лиепниеце-Лиепиня.
В аукционе принял участие только один охотничий коллектив — это клуб охотников Grīzupe.
Его руководитель Ивар Кюпис напомнил, что с бобрами некоторое время назад активно боролись в Риге, защищая деревья специальными заборами. Но в Лиепае ситуация более сложная, считает он.
«У нас в Лиепае ситуация намного сложнее, у нас так много воды вокруг! Два озера, каналы, канавы и прочее, где им можно жить. Ему надо создавать такие условия, чтоб ему не было интересно [здесь жить]. То есть разрушать его дома, ограничить базу питания — и он уйдет! Он уйдет искать место, где ему лучше. Бобер делает запруду. Если эту запруду ему разрушить один раз, второй раз, третий, пятый — он больше ее делать не будет, уйдет куда-то в другое место. Главное – это разрушить инфраструктуру, где он может жить. [...] у ладно, он будет в озере жить, ну пусть он там живет. Но если ему создаются [условия], что он может вылезти из озера и жить где-то в другом месте – он будет это делать», — рассказывает охотник.
Ивар Кюпис добавил, что есть специальные капканы, они ставятся на тропах, где эти грызуны обычно ходят. Но с их помощью охотники могут изловить лишь небольшую часть бобров. Но далеко не все охотники считают этого грызуна интересной добычей. Охота на него разрешена с 15 июля до 15 апреля, в оставшиеся три месяца запрещена, потому что бобрихи выкармливают малышей. Когда им исполнится год, они уйдут от родителей в самостоятельную жизнь.
Rus.LSM.lv рассказывал, что бобры уничтожают деревья и в Риге — в частности, на берегу Буллюпе, но далеко не только там. А живущие в столичном Городском канале бобры избаловались до такой степени, что теперь соглашаются есть только ивовые ветки, выяснила несколько лет назад передача 4. studija Латвийского телевидения.