«Это первый этап. Дальше поедем в Ригу. Мы даже не денег просим, мы просим в первую очередь упростить бюрократию и запретить ввоз продуктов из России (о требованиях протестующих Rus.LSM.lv писал тут). В ноябре прошлого года были обещания, но что дальше? Накипело... В Европе фермеры протестуют, пошла цепная реакция. Готовы после 5 февраля ждать неделю, потом поедем в столицу», — за несколько дней до акции поделился с Rus.LSM.lv координатор, представитель Крестьянского сейма и Латвийского клуба молодых крестьян Рейнис Лазданс, которому принадлежит зерновое хозяйство «Лаздини» в Калупской волости Аугшдаугавского края.
В день акции Rus.LSM.lv прогулялся среди украшенных лозунгами и флагами тракторов и поговорил с фермерами. В большинстве своем они не очень разговорчивые люди, но исключения, слава Богу, были.
«Мы хотим, чтобы повысили цены на зерновые, на молоко; чтобы выполняли обещания. Новые правила по заполнению таблиц и фотографированию занимают очень много времени, по сути, они бессмысленны, я считаю. У меня молоко, мясо, немного зерновых в Малиновской волости; фермерствую лет 12, отец мой тоже этим занимался, так что можно сказать, что я потомственный фермер.
Верю ли я в успех? В какой-то мере да, но главное — мы собрались по всей стране, не помню, когда такое было. Раньше были акции, но не такие крупные, и я в них не участвовал. Если мы научимся так собираться, как сегодня, то точно в будущем чего-нибудь добьемся.
В Ригу я готов ехать. Но таких протестов, как в Европе, думаю, у нас не будет. Менталитет другой. Жечь сено у Сейма не хочу — это вандализм, по-моему», — рассказал Айвар.
«Я думаю, можно что-то изменить, надо просто не бездействовать. Здесь, говорят, около сотни тракторов, можно было и больше — раза в четыре. Но — как есть так есть, не все вышли. У меня в Ликсне хозяйство — сейчас зерновыми занимаюсь, раньше и молоко было, пришлось ликвидировать. Насчет радикальных мер — не знаю, надо подождать реакции на сегодняшние события. Вообще в Ригу на тракторе ехать готов.
Самое большое зло — бюрократия. Нескончаемые списки отчетов, документов — всё это для галочки, а мы теряем время. Если в срок не сделать, против нас применяют санкции. Бюрократия себя взрастила и продолжает расти за наш счет.
Наше зерно никому не нужно — из России идут полные составы, их зерно дешевле нашего. У них совсем другие расходы, нет и таких жестких экологических требований, как у нас. И удобрения стоят, по сравнению с нашими, копейки.
Мой отец стал фермером в 90-е годы, я теперь перенял дело. Бросать не хочу, несмотря на трудности», — высказал свое мнение Валдис.
Поддержать Айвиса пришла жена Илга с двумя маленькими детьми. «Мы хотим кушать экологически чистую продукцию, а не то, что нам привозят из других стран. Надо мужа поддержать, вот и пришла», — сказала она.
«Я хочу свободно и спокойно заниматься сельским хозяйством в Латвии. Мешают те, кто наверху. Они много плохого делают, я не могу что-то одно назвать, всё плохо. Я из Амбельской волости, осталось в хозяйстве зерно, раньше скот был, но так сделали, что мы не потянули, стали в минус уходить. Выдерживают самые большие хозяйства, маленьким всё обрезали.
Я коренной деревенский житель, хозяйство было и у деда, и у отца. Хочу, чтобы дети мои продолжили. А что еще в Латвии делать? Дворником стать? («Почему дворником сразу? Врачом, музыкантом, программистом», — робко предложил Rus.LSM.lv). Чтобы стать доктором, надо иметь деньги, а нам ничего не платят...
В Ригу я ехать готов. Ой, сено жечь у Сейма? Да, пожалуйста, для такого дела сена и навоза не жалко»,
— от души поделился Айвис.
«Эта акция — попытка показать, что не всё хорошо в сельском хозяйстве. Начался новый период планирования, и крестьяне видят, что одной рукой дают, а двумя забирают. Я считаю — тем, кто в нынешних условиях работает на селе, надо поклониться за то, что они руки не опустили и что-то делают. Хочется от государства большей точности: к примеру, еще до сих пор не могут разобраться по итогам прошлогодней засухи — кому платить, кому не платить...
Последние протесты, если я не ошибаюсь, были лет семь-восемь назад. Накипело всё. Про Ригу пока сказать не могу. Реакция из столицы едва ли будет очень быстрой, месяц, как минимум, я думаю, пройдет. Пока там Министерство земледелия и Кабмин договорятся... Надо идти до конца и ехать к Сейму — показать свое гражданское лицо»,
— прокомментировал ситуацию Rus.LSM.lv председатель Аугшдаугавской краевой думы Арвид Куцинс, тоже пришедший поддержать участников протестной акции.
«Я вот на тракторе не еду, но тоже хочу принять участие», — услышал Rus.LSM.lv уже на выходе знакомый голос директора Музея счастья, расположенного в Индре Краславского края, Илоны Кангизер.
«Я живу в аграрном регионе, у моих родителей и брата фермерские хозяйства. В Краславском крае из 22 тысяч чуть больше четырех — люди, которые что-то производят, остальные — пенсионеры, дети, бюджетники... У нас чиновников больше, чем работающих людей. В Краславе и крае нет больших заводов, и работающие люди — в основном фермеры.
«Что получается? На выборы мы пошли все вместе — как в лес по грибы. А потом правящие вернулись с боровиками, остальных же забыли в лесу — крестьян, школьников, учителей и другие отрасли — их оставили с волками и чудовищами. Бросили их один на один со своими проблемами. Правящие должны услышать людей. И я считаю своим долгом поддержать крестьян — они нас кормят», — эмоционально заключила главная по счастью в Латгалии.