Спикер Сейма: Полиция безопасности работает хорошо, журналисты напутали

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет и 6 месяцев назад

Латвийские спецслужбы, в том числе Полиция безопасности, работают хорошо, а в нашумевшем журналистском расследовании факты были неточными, заявила на Латвийском радио спикер Сейма Инара Мурниеце (Нацблок). Ранее политики предлагали ограничить право журналистов писать о спецслужбах. Это вызвало неоднозначную реакцию общественности.

Вчерашее заседание Комиссии Сейма по нацбезопасности, на котором были заслушаны начальник Полиции безопасности Нормунд Межвиетс и генпрокурор Эрик Калнмейер, по словам Мурниеце, убедило депутатов, что спецслужбы работают «как никогда хорошо».

Впрочем, какие именно неточности содержались в статье Агнесе Маргевичи, Мурниеце не пояснила. На вопрос же, как она оценивает предложение ввести уголовную ответтсвенность для журналистов за публикацию недостоверной информации, Мурниеце очень сдержанно ответила, что она всегда выступала за свободу слова.

Во вторник 2 июня после полуторачасового совещания Комиссии Сейма по национальной безопасности депутаты решили рассмотреть возможность внесения в Уголовный закон ответственности за публикацию ложной информации. В том, что изложенные в публикации факты правдивы лишь отчасти, а в целом статья является лживой, депутаты убедились, заслушав начальника Полиции безопасности Нормунда Межвиетса и генерального прокурора Эрика Калнмейера.

По словам председателя комиссии Солвиты Аболтини («Единство»), в Полиции безопасности все в порядке с внутренним контролем и системным надзором. Депутаты также пришли к выводу, что сведения о двух сотрудниках ПБ, изложенные в статье, не соответствуют истине.

«Мы все пришли к единодушному мнению, что это проблемы, которые выявляются и решаются, но в конкретной публикации нет фактов, которые позволили бы усомниться в компетентности сотрудников или компетентности господина Межвиетса управлять учреждением или принимать решения», — заявила Аболтиня.

Сотрудников органов безопасности строго контролируют, но это не публичная информация, поскольку затрагивает личную жизнь работника. Но публикация, в которой подвергается сомнению их соответствие занимаемой должности, наносит ущерб репутации учреждения.

По этой причине актуальным становится вопрос о внесении поправок в Уголовный закон, которые бы ограничили публикацию подобной информации. С законодательной инициативой могла бы выступить Комиссия по национальной безопасности.

«Мы обсудили и вопрос о том, нужны ли изменения в законе о подобной информации, которая, конечно, вредит учреждению безопасности... Возможность внести изменения в Уголовный закон будет изучена, и тогда ее могла бы оценить Комиссия по национальной безопасности и выступить с законодательной инициативой. Об этом мы договорились с генеральным прокурором», — сказала Аболтиня.

«В этой ситуации публикация подобной информации — это тоже элемент гибридной войны», — считает Аболтиня. При этом она не согласна, что при таком подходе любую критику можно считать вредной для страны: «Нет, мне кажется, здесь нет никакой критики. В настоящее время опубликована лживая информация о сотрудниках органов госбезопасности».

Обсуждать детали законодательной инициативы Аболтиня готова не была, поскольку законопроект пока не разработан.

В Министерстве юстиции этот вопрос обсуждается уже давно, и речь идет не только о журналистах, а о любом человеке. Эксперты, в свою очередь, назвали подобную идею совершенно абсурдной.

Так, глава Латвийской ассоциации журналистов Анда Рожукалне озадачена желанием ограничить СМИ: «Я считаю, что это неуклюжая отговорка (..)  Здесь прямая причинно-следственная связь. Никто не говорит по существу. Если это ложь, пожалуйста, факты. Здесь мы видим желание одной организации оградить ее от обязанности предоставлять объяснения».

Полиция безопасности настаивает, что высказанные в исследовании Маргевичи допущения о рисках для нацбезопансости из-за деловых и личных связей сотрудников ПБ являются надуманными, а сама статья преследовала цель дискредитировать учреждение и порядок предоставления ответственным лицам допуска к гостайне.  

Агнесе Маргевича, изучив сведения из общедоступных баз данных и соцсетей, пришла к выводу, что решения о предоставлении или непредоставлении Полицией безопасности государственным служащим доступа к гостайне на деле, вполне вероятно, принимает горстка «золотой молодежи» — отпрыски элиты былых времен, ранее сообщило LTV в передаче Panorāma.

Расследование Маргевичи касалось двух сотрудников высокого ранга в Полиции безопасности: сына бывшего министра внутренних дел Зигмунда Чеверса — Андриса Чеверса и сына бывшего члена правления Parex banka Арниса Лагздиньша — Иво Лагздиньша. И Чеверс, и Лагздиньш живут на широкую ногу, вращаются в кругу миллионеров. Получается, что в ПБ работают люди, тесно связанные с бизнесом, финансируемым россиянами, и имеющие родственников на ключевых постах, прямо зависящих от решений ПБ, считает автор расследования. Руководство спецслужбы заявило, что риски нацбезопасности, о которых пишет автор статьи — «инсинуации».

Тем не менее, когда интернет-портал Tvnet.lv готовил материал к публикации, в его редакцию звонили от имени ПБ, настойчиво интересовались сроками будущей публикации и заверяли, что приведенные в исследовании факты подтасованы. Откуда у ПБ была информация о готовящейся статье, по словам редактора Tvnet Тома Островского, ему неизвестно. В итоге Маргевича была вынуждена опубликовать свою статью на ресурсе Wordpress.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное