Проконтролировать, как депутатам компенсируют траты на топливо, трудно

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Хотя депутатам Сейма больше не компенсируют расходы на транспорт, не убедившись, что у депутата вообще есть машина, нельзя удостовериться, что политик не снабжает топливом, например, и семью. Такой вывод сделали после того, как в четверг, 21 июня, состоялось голосование по поводу обысков в машине и дома у депутата Аскольда Клявиньша, сообщает LTV.

Просьба Бюро по пресечению и борьбе с коррупцией (KNAB) разрешить обыски у депутата Клявиньша — не первый раз, когда в Сейме разгорается скандал о компенсации расходов на транспорт. В 2011 году, например, оказалось, что вернуть средства попросили депутаты, у которых не было ни автомобиля, ни водительских прав. В тот момент звучали и имена нынешних парламентариев — Алексея Лоскутова и Яниса Домбравы. Теперь же ситуация немного иная. 

«Чтобы депутат подтвердил парламенту, что в его собственности или владении есть автомашина, он должен передать парламенту соответствующие документы», — рассказала представитель Сейма Мадара Саковича.

В декларации Клявиньша указано, что в его собственности или владении автомобиля нет. Однако и сам депутат, и Саковича пояснили, что машина ему дана на основании договора безвозмездного пользования, о чем в Сейм переданы документы. Клявиньш в апреле в качестве компенсации получил больше, чем все остальные депутаты — 773 евро. Если автомобиль тратит 9 литов топлива на 100 км, то за эту сумму можно доехать до Каира.

«Ну, я просто езжу и все», — пояснил Клявиньш, добавив, что часто перемещается по маршруту Рига — Лиепая. От более подробных комментариев депутат отказался.

Однако в четверг, 21 июня, он заявил: «Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть, я за этим не следил». Таким был ответ на вопрос, заливал ли Клявиньш когда-нибудь бензин в машину члена семьи — в автомобиль, на котором сам не ездит.

В Сейме признали, что эти факты не проверить. «Это передача информации, это только и единственно вопрос честности депутата», — признала Саковича.

Как указал KNAB, депутат использовал служебное положение в корыстных целях и нанес существенный ущерб бюджету Сейма. Однако привлек ли внимание еще какой-нибудь депутат, в бюро не сказали.

«KNAB обращает внимание на любую появившуюся в публичном пространстве информацию о возможных нарушениях в работе государственных должностных лиц и реагирует. Одновременно мы указываем, что о конкретных проверках и связанных с проверками лицах бюро комментариев не дает».

У компенсации, которую депутаты могут получить, есть ограничения. В зависимости от того, насколько далеко от Риги живут парламентарии, установлен максимум компенсации за съем квартиры и расходов на транспорт. Чтобы получить деньги, надо предоставить чек с именем, фамилией и персональным кодом. Максимально возможная компенсация — 859 евро, если человек живет по меньшей мере в 280 км от Риги. Таких депутатов в Сейме нет.

В феврале прозвучала информация, что после получения мандата Клявиньш сменил задекларированное место жительства с Риги на Лиепаю. Это позволило увеличить максимальную компенсацию в шесть раз.

Ученый Даунис Ауэрс считает, что такие скандалы с компенсациями характерны не только для Латвии.

«Жители не жалуют своих политиков, особенно парламентариев, и есть большое противостояние увеличению зарплат парламентариям. Во многих государствах эти зарплаты на самом деле не менялись последние пять, десять и даже 15 лет. В результате парламентарии начинают брать больше и больше денег через разнообразные компенсации», — отметил Ауэрс.

Обществу это на пользу не идет — системы компенсаций не так прозрачны, их сложнее контролировать, чем зарплаты, поэтому возможно больше нарушений. Ауэрс также добавил, что в Латвии ситуация не столь неконтролируемая, как, например, во Франции или в Италии.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное