Политики сознательно тормозят реконструкцию Музея оккупации

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

К столетию Латвии в 2018 году должен открыть двери отреставрированный Музей оккупации. Однако, строительное разрешение на проведение работ до сих пор не выдано. Автор проекта, архитектор Гунар Бикертс заявил передаче De facto на Латвийском телевидении, что проект застопорился по политическим причинам. Того же мнения придерживается и министр культуры Даце Мелбарде.

Ровно три гола назад Музей оккупации переехал в освободившееся здание американского посольство на бульваре Райниса. И если в прежних помещениях, на Площади стрелков, под экспозицию отводилось свыше 600 квадратных метров, то теперь эта площадь почти в четыре раза меньше.

Теперь, как ранее казалось, временные помещения стали для музея постоянным «домом».

Гроб Ленина, различная советская символика, знаки – ранее всё это располагалось в здании на Площади стрелков, построенном ещё во времена СССР. Здесь, кстати, и раньше располагался музей – Красных латышских стрелков, открытый к сотому дню рождения Ленина.

В новейшей истории Латвии монолитное здание хотели снести. Затем – перестроить. Ещё 14 лет назад архитектор Гунар Биркертс подарил музею эскиз «дома будущего». Его новый облик символизировал бы и мрачное прошлое, и светлое будущее.

Но проект застопорился из-за различных технических нюансов. А организованное архитектором Зайгой Гайле «движение сопротивления» сделало шансы дальнейшего продвижения проекта ещё менее ясными.

«У нас слишком большие комплексы перед всемирно признанными личностями. У меня, например, очень много возражений против «Замка света». У нас уже один такой «дом будущего» есть. Теперь и на втором берегу такой построить? И когда автор технического проекта Интс Пуятс говорит, что с Биркертсом согласовано, у меня просто в голове не укладывается, что всё можно было сделать настолько плохо», - говорит Гайле.

Зайге Гайле не нравится многое. И расположение помещений. И тот факт, что новое здание частично закроет старый фасад.

Правда, первоначальный вид здания и без того был изменён много лет назад. Когда строился Дом черноголовых, часть Музея оккупации была снесена, а его площадь – уменьшена.

Мягкого говоря, не обрадован неожиданному сопротивлению и директор музея Гунар Нагелс.

«Когда технический проект практически готов, появляются, вдруг, какие-то архитекторы и кричат: «Мы ничего про это не знаем!». Будто нам перед ними нужно отчитываться о работе. Тем более, в детальной планировке уже всё учтено», - говорит он.

По словам Нагелса, он впервые об этом услышал в октябре прошлого года. Тогда архитектор Гайле писала возражения против переделки музея послевоенного искусства и также критиковала проект Биркертса.

В те времена уже был создан фонд «Искусству нужны помещения», объединяющий не только представителей отрасли и искусства, в том числе и Гайле, но и строителей и приближённых к политикам предпринимателей.

Тогда они выступили за необходимость создания Музея послевоенного и современного искусства. Сразу же были найдены и подходящие помещения – в стенах Рижского технического университета. Эскиз возможной реконструкции создала родственница Зайги Гайле.

Реконструкция здания РТУ обошлась бы в 25 млн. евро. Правда, пока поддержки от Министерства культуры проект не получил. А поскольку председатель правления фонда «Искусству нужны помещения» Янис Зузанс признал на камеру, что «господин Ушаков пообещал, что здание мы сможем получить, а он готов его отремонтировать», среди сторонников реконструкции Музея оккупации появились подозрения, что архитектор Гайле связана с городскими властями. И тогда возражения против строительства пристройки к Музею оккупации, возможно, мотивированы тем, чтобы в будущем сделать ещё более внушительную пристройку – к зданию РТУ у Рижской думы.

Гайле, впрочем, всё отрицает.

«Я не вижу тут противоречий. Здания сталинской и послевоенной эпохи вступают в исторический диалог. Я никогда не была против Музея оккупации. Я не являюсь агентом Ушакова или Путина. Но я против того, чтобы у нас осталось мало объектов наследия эпохи модернизма».

По мнению главного архитектора Риги, учитывая, что речь идёт о застройке в центральной части Риги, «возможностей для развития субъективных решений тут практически нет».

Правда, нынешняя застройка свидетельствует об обратном. Как только президент переедет из Дома черноголовых в Рижский замок, на ул Грециниеку, сразу же за нынешней резиденцией главы государства, начнётся строительство семиэтажной гостиницы. И никаких бурных обсуждений этот проект не вызвал.

Кстати, именного городское бюро архитектора и Стройуправа являются учреждениями, возражающими против создания пристройки к Музею оккупации. Стройуправа, например, не выдаёт разрешение на строительство.

Поэтому девелопер проекта – государственная компания Valsts nekustamie īpašumi – обратилась в административный суд, чтобы оспорить данное решение.

А Министерство культуры подало в Сейм законопроект, предусматривающий присвоение Музею оккупации и его пристройке статуса объекта национального интереса. И если его утвердят, то самоуправлению станет намного сложнее вставлять проекту «палки в колёса».

«Есть учреждения, служащие букве закона. А есть – идее. Именно потому и происходят различные действия. Сейчас, как мне кажется, ведётся поиск любого юридического повода, чтобы хоть как-то помешать продвижению проекта», - считает министр культуры Даце Мелбарде.

Возможная материальная заинтересованность и политические интриги указывают на то, что спор вокруг возможности сделать пристройку к Музею оккупации давно вышел за рамки архитектурного.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное