Возможные нарушения Мартиньша Бондарса, а также его супруги, ещё в июне были описаны в газете Diena. Однако Любовь Швецова, депутат от «Согласия», свои подозрения оформила в виде заявления в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) и Службу госдоходов, а также — в комиссию Сейма по этике. Там-то и прошли слушания сегодня.
В 2013 году, спустя 2 года с момента краха Krājbanka, его экс-глава — Мартиньш Бондарс — перевёл супруге 280 тысяч долларов, а ещё через два года администратор неплатежеспособности банка обратился в суд с требованием взыскать с Бондарса долги перед кредиторами. Будь в его распоряжении тогда 280 тысяч долларов, мог бы их тотчас лишиться. А подарки уже конфискации не подлежат.
«Да, у меня, исходя из опыта прошлой работы, есть подозрение, что эта сделка дарения является способом ухода от возможной гражданско-процессуальной ответственности при возвращении задолженности кредиторам», — указала Швецова.
Помимо этого, ещё будучи на посту главы Latvijas Krājbanka, Бондарс принял решение выдать заём, возможно, подставным фирмам, связанным с акционером банка — Владимиром Антоновым, пишет Швецова в заявлении. Но сам Бондарс комментировать претензии в свой адрес не пожелал.
«Если бы госпожа Швецова написала, что я — свинья, должен был бы я доказывать, что я не свинья? Ведь моя ДНК очень похожа на ДНК свиньи. А ещё я родился в год свиньи. Ну, что, вы хотите, чтобы я сейчас по каждому пункту отчитывался?» — обратился Борданс к Виталию Орлову, товарищу председателя комиссии.
Отчитываться в деталях депутат не стал и перед журналистами. А вот о любви поговорил.
— Вы любите свою супругу?
— Конечно, и она меня тоже, я надеюсь.
— Настолько сильно, что подарили ей 280 тысяч долларов?
— То, что частные лица Латвии делают между собой… Написано в законе — что можно, что нельзя. Мои действия или действия моей супруги были законопослушными.
Имущество и счета Мартиньша Бондарса сейчас арестованы в качестве гарантии исполнения решения суда о взыскания 15 млн евро — солидарно с него и ещё с 6 бывших членов правления банка. По словам депутата, в месяц из его зарплаты удерживают около 2 тысяч евро, то есть от депутатского оклада у него остаётся около 900 евро ежемесячно. Хватает ли этого, чтобы содержать детей и дом? Бондарс говорит — да.
В итоге углубляться в семейный бюджет Мартиньша Бондарса депутаты комиссии не стали. Посчитали: раз уж заявления написаны в KNAB и СГД, пусть их специалисты и решают, бескорыстна ли любовь Бондарсов.
Громкий крах Krājbanka произошел в конце 2011 года. В ноябре была констатирована недостача в размере 100 млн латов (142 млн евро), позднее Комиссия по рынку финансов и капитала блокировала банковские операции, кроме выдачи минимальных денежных средств частным лицам в банкоматах и отделениях, а 23 декабря Рижский окружной суд объявил банк неплатежеспособным.
Впоследствии бизнесмен Владимир Антонов был признан британским судом виновным в нанесении убытков клиентам банка. За то, что предприниматель уклонялся от визитов в суд, его в Великобритании приговорили к тюремному сроку.