Кучинскис: я и не знал, что в Минобразования есть помещения с режимом секретности

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Предложение Национального объединения открыть «мешки КГБ» уже в 2018 году пока не нашло поддержки в правящей коалиции. К тому же комиссия историков пожаловалась, что министр образования Карлис Шадурскис («Единство») отказал ученым в просьбе поработать в спецпомещениях министерства. Комментируя этот конфликт в утреннем эфире LTV, премьер-министр Марис Кучинскис (СЗК) признал, что он ранее не слышал о существовании таких комнат в МОН.  

«Я не знаю, о каких помещениях идет речь, и, насколько мне известно, ни в одном министерстве таких по-настоящему секретных помещений вовсе не имеется. Такие есть только в Кабинете министров. Лежит у меня нераспечатанное письмо от них, да.  

Думаю, их беспокойство, беспокойство руководства комиссии в настоящий момент связано с тем, что же они в своем заключении напишут, какие именно рекомендации правительству представят. (...)

Думаю, это хорошо, что мы сейчас подняли этот вопрос, потому что до мая еще есть время. Они смогут собраться с силами и сделать то, что должны. А не говорить только об открытии архивов. Это уже, как гласит закон, сделает правительство».

Министр Шадурскис отказал историкам в доступе в специальные помещения своего ведомства, пояснив, что не имеет права принимать решения о других учреждениях, сообщила агентству LETA секретарь Института истории Латвии, административный секретарь комиссии историков Марта Старостина. Просьбу ученые направили министру 13 ноября, так как сами не располагают помещениями с режимом секретности, но нуждаются в них, чтобы оформить некоторые документы, содержащие гостайну. В Минобразования комиссия обратилась потому, что ее работу и исследования администрирует как раз это министерство.

Волнение по поводу тайн из «мешков ЧК» излишне, заявил в эфире LTV премьер:

«Закон-то гласит, что архив должен быть открыт – такое обязательство взял еще парламент одного из прошлых созывов. Вопрос в том – как. Комиссии дано задание изучить, насколько достоверны данные, какие есть возможности и в каком объеме опубликовать их. После того, как комиссия до конца мая даст свои рекомендации...

Комиссия не должна провозглашать – открываем или не открываем.  Закон уже сказал – открываем. Комиссия должна определить, что – чтобы не пострадали невинные люди, чтобы все исследования были, все обоснования. Им нужно выйти с докладом для правительства, затем министр юстиции издаст правила Кабинета министров, регулирующие, что и в какой степени будет публиковаться.

Этот вопрос пора закрыть, потому что все это – открываем, не открываем, да что там внутри, это же всем интересно – это используют в политических играх. И используют уже лет двадцать. Пора поставить точку. Сроки назначены. И сейчас опасения вызывает, а что нам скажет комиссия. От нее мы ждем рациональной оценки».

Как уже писал Rus.lsm.lv, есть опасения, что комиссии по изучению наследия КГБ, работающей под эгидой премьер-министра, не удастся уложиться в отведенные сроки. Так, до сих пор комиссии ученых не удалось получить доступ к объему данных, хранящихся в Бюро по защите Сатверсме – часть архива КГБ в свое время была передана этой спецслужбе на хранение.

Глава комиссии историков Карлис Кангерис ранее заявил, что ученым не дают возможности свободно ознакомиться со всеми имеющимися данными. Кроме того, как уже писал Rus.lsm.lv в публичном пространстве звучат призывы не разглашать имена тех, кто сотрудничал с советскими органами внутренней безопасности, и сомнения в том, что архивным данным можно доверять, потому что КГБ ими, возможно, манипулировал и подтасовывал сведения. 

Но звучат также допущения, что к содержимому архивов приложили руку и спецслужбы независимой Латвии. В частности, в передаче LTV De facto 12 ноября сообщалось, что из базы данных КГБ «Дельта», содержащей сообщения агентов и учетные карточки, стирается важная информация. Комиссия историков, расследующая деятельность КГБ в Латвии, обратилась к президенту Раймонду Вейонису с просьбой отменить закон о КГБ и предать огласке содержимое архивов.

Необходимость такой меры поддерживает и известный режиссер, автор фильма о судьбе латвийских ссыльных в Сибири «Хроника Мелании» Виестур Кайриш, лауреат национальной кинопремии «Большой Кристап». Его эмоциональное выступление на вручении наград вызвало в латвийском обществе новую волну дискуссии о «мешках ЧК». 

«У меня такое ощущение, что не только Россия их использует, потому что у них есть эта информация – что там, в этих мешках, – но и латвийское государство информировано, что там. И все со всех сторон дергают этих бедных людей, и они вынуждены сотрудничать. Я хочу их освободить», — заявил во всеуслышание режиссер.

Комментируя призывы открыть архивы КГБ, бывший президент Вайра Вике-Фрейберга заявила, что опубликовывать «голые списки» было бы безответственно. Она отметила, что КГБ редактировал эти документы и делал это явно не из благих намерений. Возражает против «бездумной» полной публикации содержимого архивов и советница президента по законодательным и юридическим вопросам Кристине Яунземе.  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное